Подключение двигателя стиральной машины: как подключить асинхронный, коллекторный и инверторный тип мотора

Содержание

Износ крупной бытовой техники приводит к тому, что хозяева от неё избавляются, взамен приобретая новый агрегат. Домашние мастера не спешат списывать в утиль старую технику, не сняв с неё исправные электрические моторы. Подключение двигателя стиральной машины к различным самодельным устройствам позволяет существенно сэкономить финансовые средства.

Фото - Старые стиральные машинки со снятыми двигателями

Используя двигатель от стиральной машины, можно соорудить точилку для заточки инструментов, ножей, станки различного назначения, дисковые пилы, корморезки, бетономешалки и много разнообразных приспособлений и самодельных устройств.

Перед тем, как подключить двигатель, нужно узнать какого он типа и на что он способен. От этого зависит схема подсоединения моторчика к бытовой электрической сети.

После прочтении данной статьи, Вы узнаете о том, какие существуют виды электродвигателей от стиральных машин, как подключить мотор от стиральной машины к сети 220 вольт, если он асинхронного, коллекторного или инверторного типа. И главное вы узнаете, как произвести подключение своими руками.

Существующие типы электродвигателей

Современные стиральные машины оснащены, как правило, однофазными электродвигателями с тахогенераторами, регулирующими число оборотов. Электромоторы советских времён уже считаются редкостью, их отличает двухскоростной режим работы. Моторы, установленные в современных стиральных автоматах, можно разделить на три вида – это двигатели:

  • асинхронные;
  • коллекторные;
  • инверторные.

Асинхронные

У двигателей такого типа частота вращения ротора отличается от частоты вращения магнитного поля обмотки статора. Это наиболее распространённый вид электрических моторов. В стиральных машинах устанавливают асинхронные конденсаторные движки, питаемые от однофазной бытовой электросети.

На статоре имеются две обмотки, одна из которых включается непосредственно в сеть, а вторая обмотка подключается с пусковым конденсатором, образуя стартовое вращающееся магнитное поле.

Фото - Асинхронный движок

Плюсом асинхронных движков является простота конструкции и неприхотливость в обслуживании. Износостойкие электромоторы могут при правильном обслуживании проработать не одно десятилетие.

К минусам асинхронных моторов следует отнести чувствительность к колебаниям частоты сетевого тока и невозможность изменения скорости вращения вала в процессе работы, однако это не мешает применять их в различных самодельных устройствах.

Коллекторные

Многие стиральные машины на сегодня комплектуют коллекторными движками. Отличительной чертой, которых является наличие 2-х щёток. Щётки прилегают к коллектору ротора, сообщая ему электроэнергию, что заставляет вращаться ротор в магнитном поле обмотки статора. Коллекторные силовые блоки эксплуатируют с использованием ременной передачи крутящего момента.

К плюсам следует отнести наличие на валу мотора шкива, что облегчает задачу домашним мастерам в создании устройств с ременной передачей, возможность работы от постоянного тока. Как правило, двигатели обладают небольшими габаритами и управляются простой электросхемой.

Фото - Коллекторный двигатель

Недостатком можно считать быстрый износ ремня и «способность» щёток выходить из строя в самый неожиданный момент. И всё-таки это можно посчитать незначительными мелочами по сравнению с преимуществами.

Инверторные

Впервые инверторный двигатель был установлен в стиральную машину компанией LG 2005 году. С тех пор движки инверторного типа стали массово использовать ведущими фирмами в бытовых стиральных машинах. В отличие о своих аналогов, инвертор крепится непосредственно к барабану машинки и не нуждается в ременной передаче и подшипниках.

Фото - Инверторный двигатель стиральной машины

Плюсами инвертора с прямым приводом считается простота конструкции, компактность, возможность назначать различные режимы работы, низкая шумность и высокий КПД за счёт отсутствия нагрузок от трения ременной передачи.

Минусом считают нецелесообразность ремонта в случае поломки электродвигателя. Стоимость восстановления может оказаться большей, чем стоит сам движок. Также недостатком считают невозможность применения в различных самодельных станках и механических приспособлениях по причине конструктивных особенностей инверторов.

Как подключить электромотор от стиральной машины к сети 220 вольт

Прежде чем планировать подключение двигателя от стиральной машины, надо определить его тип. Затем нужно определить, от каких частей мотора выведены провода. Если сохранилась клеммная колодка, тогда это сделать легче, прозвонив контакты мультиметром.

Важно правильно разработать схему подключения к сети 220 вольт для того, чтобы полноценно использовать возможности электромотора в новом устройстве. Если движок нужен для привода с постоянной скоростью вращения шпинделя, то конденсатор не понадобится. В противном случае надо сохранить сложное подсоединение к электрической сети, чтобы работал регулятор оборотов. Ниже будут рассмотрены способы подключения асинхронных, коллекторных и инверторных двигателей, снятых со стиральных машин.

Подключение асинхронного двигателя

В старых советских агрегатах на стиральный бак устанавливали асинхронные электродвигатели, а центрифугами для отжима белья вращали коллекторные движки. Если есть уверенность, что силовые блоки сняты с такой машинки, то становится понятным к какому типу принадлежит каждый из них.

У асинхронного мотора две обмотки, одна из которых осуществляет пуск, а другая обеспечивает рабочий режим вращения шпинделя двигателя. Их выводы можно найти на раздаточной колодке. Чтобы определить, какая пара из них, принадлежит какой обмотке, используют тестер (мультиметр). Для начала прозванивают поочерёдно все провода.

В результате определяют две пары выводов обоих обмоток. Большее сопротивление одной из пар укажет на принадлежность к пусковой обмотке, соответственно меньшее сопротивление будет у вторичной рабочей обмотки.

Для работы движка будет достаточно подключить рабочую обмотку. Но сразу возникает проблема с пуском мотора. Потребуется каждый раз раскручивать шпиндель вручную. Однако, это далеко небезопасно, да и обременительно, особенно при больших нагрузках на вале двигателя.

Поэтому придётся использовать пусковую обмотку и конденсатор. Для понятия, как должен был подключён асинхронный электромотор, ниже приведена универсальная схема, где ОВ – обмотка возбуждения (рабочая), ПО – пусковая обмотка и SB – контактор (вместо него может быть установлен неполярный конденсатор небольшой ёмкости 2 – 4 мкФ).

Фото - Схема подключения асинхронного двигателя

Можно использовать старый конденсатор, который был снят вместе с движком. Его соединяют с одним из выводов ПО. На фото ниже видно предварительное подключение мотора для проверки его работоспособности.

Фото - проверка работоспособности движка

При первом запуске надо попробовать включить мотор без пусковой обмотки. Если моторчик начинает вращать шпиндель, а рабочая нагрузка небольшая, то можно обойтись без пускового устройства. В противном случае ПО в схеме будет просто необходима.

Так, как доставшийся двигатель от старой стиральной машины сам является старым силовым блоком, то при первом запуске может наблюдаться перегрев мотора. Это может происходить из-за изношенности подшипников или конденсатора с излишне большой ёмкостью.

Проверить это несложно. Если работа с отключённым конденсатором не вызывает перегрев мотора, то конденсатор меняют на другой с меньшей ёмкостью. Если причиной явился изношенный подшипник, то встанет вопрос о его замене или целесообразности ремонта.

Можно обойтись без конденсатора. Вместо него к одному из выводов ПО производят подключение контактора без фиксации. Чаще всего для этого используют простую кнопку от дверного звонка.

Фото-Схема запуска двигателя с помощью кнопки

В момент запуска кнопку зажимают и фиксируют до раскрутки шпинделя. После этого кнопку отпускают, чем отключают ПО. Если нужно изменить направление вращения ротора, то для реверса меняют сторонами выводы пусковой обмотки. Как устроить реверс асинхронного двигателя, видно на схеме ниже.

Фото - Схема реверса

Если, например пусковая обмотка не используется, то направление вращения ротора можно изменить толчком руки.

Как подключить коллекторный мотор

Такие движки устанавливались в стиральных машинах с вертикальной загрузкой бака. Коллекторные двигатели не нуждаются в принудительном запуске, поэтому пусковая обмотка у них отсутствует.

Определить принадлежность электромотора к данному типу движков можно по клеммной коробке. Как правило, в ней можно найти от 5 до 8 выводов. Большинство из них предназначены для управления режимами стирки и впоследствии не понадобятся. Также коллекторные движки отличаются наличием щёток, их гнёзда крепления видны на корпусе двигателя.

Фото-Коллектор якоря

Если разобрать двигатель, то можно увидеть якорь (ротор) с обмоткой со стальными рамками, концы которых сведены в коллекторное кольцо. Коллектор, соприкасаясь с графитовыми щётками под напряжением, возбуждает обмотку. В электромагнитном поле статора в якоре возникает электродвижущая сила (ЭДС), которая заставляет вращаться якорь.

Чтобы уяснить устройство коллекторного электромотора, надо рассмотреть стандартную схему расположения всех частей коллекторного моторчика.

Фото - Устройство коллекторного электродвигателя

Подключают двигатель такого типа таким образом:

  1. Необходимо находить один из выводов обмотки статора и подключить его напрямую к фазовому проводу электросети;
  2. Второй вывод обмотки статора будет подключаться к одной из щёток ротора;
  3. В тоже время другую щётку соединяют с нулевым проводом электросети;
  4. Чтобы осуществлять корректное включение/выключение, в цепь ветки 1 или 2 впаивают бытовой выключатель света (см. схему ниже).

Фото - подключение коллекторного двигателя к сети 220 в

Чтобы изменить направление вращения шпинделя электромотора, достаточно поменять места подключения щёток.

Для этого можно собрать простейшую схему с одним проходным выключателем. Так, как двигатель запускается с рывком, его корпус следует жёстко закрепить на столешнице, верстаке либо другом основании. Для этого используют монтажные отверстия на отливах корпуса мотора.

Домашние мастера в своих самоделках нередко устанавливают движки с регулятором скорости вращения шпинделя. Для управления оборотами в цепь питания между розеткой и одной из щёток коллектора впаивают диммер. Это обыкновенный бытовой регулятор световых приборов. Необходимым условием является то, что диммер должен быть несколько мощней электродвигателя.

Фото - регулировка оборотов коллекторного двигателя

Прежде чем запускать коллекторный движок от старой стиральной машины, нужно разобрать его и проверить состояние двух опорных подшипников ротора, заменить изношенные щётки, очистить нулевой наждачной бумагой медную поверхность коллектора.

Подсоединение инверторного двигателя

Движки такого типа – это электромоторы нового поколения. Поэтому силовые блоки не могут быть сильно изношенными, а стало быть, все их части вполне пригодны для дальнейшей эксплуатации.

В отличие от асинхронных и коллекторных движков, использующих ременную передачу, инверторные двигатели прямого действия в ней не нуждаются. Их устанавливают прямо на вал барабана стиральной машины, что позволяет исключить применение таких передаточных элементов, как ручейковые ремни, ролики и шкивы.

В инверторе барабан, подшипники и ротор закреплены на общем валу, что позволяет избежать наличие трущихся частей движка. Отличительной особенностью является использование электромагнитной индукции для преобразования из переменного в постоянный ток.

Фото - статор инвертора

Инверторный двигатель состоит из двух основных частей – это статор, который крепится непосредственно к баку стиралки и подвижный диск. Неподвижная часть имеет 36 катушек-обмоток, которые располагаются по ободу статора, там же находятся колодки с проводами, идущими в блок управления машинки.

На него надевается подвижный диск-маховик. В его корпусе с внутренней стороны вклеены 12 магнитов. Маховик своей пластиковой вставкой насаживается на вал барабана. На фото видны просечные отверстия с бортиками, которые обеспечивают эффективную вентиляцию и охлаждение движка во время его работы.

Фото- маховик инвертора

Принцип работы инвертора заключается в том, что в катушках возбуждается перемещающее электромагнитное поле, которое через магниты вызывает ЭДС, заставляет ротор вместе с барабаном вращаться.

Правильно подключить инверторный двигатель могут только профильные специалисты или очень сведущие в электронике домашние мастера. Такой тип двигателя может найти применение, например, в качестве сепаратора для производства сливочного масла, бетономешалки, даже газонокосилки и т.п.

Для того, чтобы узнать, как включить и совершить первый запуск, а также регулировать реверс и количество оборотов инвертора, рекомендуется воспользоваться нижеследующей ссылкой для просмотра соответствующего видеоролика.


Источник: trubanet.ru