Как собрать аккумулятор из 18650 на 14s5p

Содержание

Сборка акб 14S5P

В предыдущей статье я описывал как самостоятельно сделать корпус для аккумулятора электровелосипеда расположив его в треугольнике рамы. В этот раз я постараюсь подробно описать самостоятельную сборку – спайку аккумуляторной батареи для вашего электробайка, в целом если понять схему, то можно собрать аккумулятор любой мощности и конфигурации, но в данной статье я опишу сборку аккумулятора 14S5P из элементов 18650 – 3,7v, 2300 мАч.

аккумулятор на 13s3p

На ютубе уже достаточно много видео по самостоятельной сборке аккумуляторной батареи для электровелосипеда, да и у меня это уже второе видео, а опыт третий, но всё же уже появилось чуть больше знаний и возможно получится спаять более качественно так как первая моя сборка хоть и получилась рабочим вариантом, но была уж совсем плохого вида…. Этот опыт я тоже считаю не очень хорошим, но как говорится всё придёт со временем.

Итак, в этот раз я хочу спаять аккумуляторную батарею на 14S5P из элементов 18650 — это литий ионные аккумуляторы заказываю в Китае через алиэкспресс и пока очень доволен ими, в данной сборке будет задействовано 70 элементов по 5 штук в секции всего их будет 14 что по моим подсчётам в ёмкости составит порядка 13 ампер часов.

Ранее я сделал корпус, для аккумулятора , который будет установлен в треугольник рамы, корпус делал с запасом места для возможного дальнейшего апгрейда аккумулятора, а именно либо увеличение ёмкости аккумулятора путём добавления элементов в секцию, либо увеличение мощности батареи путём добавления секций.

содержание страницы:
1. Тестирование аккумуляторов 2. Fast test измеряем реальную ёмкость элементов 18650
3. Подготовка к пайке и приспособления 4. Формирование аккумулятора 14s5p
5. Схема спайки аккумуляторов 18650 для акб 14s5p 6. Видео Сборка акб 14S5P
7. Готовый аккумулятор на электровелосипед 8. Итоги — конфигурация и стоимость
9. компоненты и цены 10. комментарии, вопросы, ответы

Этапы — электрофикация фэтбайка Stels Agressor:

Электро-фэтбайк Stels Agressor итоги

Электро-фэтбайк Stels Agressor итоги

Как заспицевать мотор в обод фэтбайка

Как заспицевать мотор в обод фэтбайка

Компоненты для электрификации фэтбайка

Компоненты для электрификации фэтбайка

Обзор редукторного мотора bafang

Обзор редукторного мотора bafang

Изготавливаю корпус для аккумуляторов

Изготавливаю корпус для аккумуляторов

Усиливаем дропауты

Усиливаем дропауты

Сборка акб 14S5P:

Тестирование аккумуляторов многофункциональным зарядным устройством Litokala Lii 500:

Для начала протестируем аккумуляторы 18650 на ёмкость, сопротивление и сравним характеристики от заявленных продавцом.

Проверять будет при помощи многофункционального универсального зарядного устройства Litokala Lii – 500, при помощи устройства можно провести быстрый или полный тест аккумуляторов (26650, 18500, 21700 3,7, в Li-Ion и NiMH AA AAA) для теста заряд разряд можно выбрать какой мощностью заряжать и разряжать аккумуляторы это может быть 250 mah или 500 mah.v

Моё зарядное устройство имеет четыре слота под аккумуляторы вставим в них аккумуляторы 18650 и проверим быстрым тестом их ёмкость, быстрый тест не означает что это будет быстро, примерно не менее 8 часов потребуется на разряд и заряд более того я выбрал позицию заряд-разряд 250 миллиамперами и при таком токе потребуется возможно больше времени.

внешний вид зарядного устройства Litokala Li500

умное зарядное устройство Litokala Li500

толщина аккумулятора 18650 равна 18 мм

длина аккумулятор 18650 равна 65 мм

Аккумуляторы 18650 с заявленными характеристиками – полная маркировка (ICR18650-26F, 3,7 В 2600 мАч) заряжать такие аккумуляторы можно более 1000 раз что означает если практически ежедневно использовать аккумулятор и заряжать то его должно хватить на 3+ года, ICR в аккумуляторе используется кобальт + литий, маркировка 18650 расшифровывается как размер аккумулятора, то есть имеет в диаметре 18 мм, а длина 650 мм, аналогично и с другими, например, 26650 имеет в диаметре 26 мм длина 65 мм, нижняя граница разряда нормальная рекомендуемая 3,7 вольта но может отдавать до 2,75 вольт и это может привести к быстрому износу в следствии увеличения значений внутреннего сопротивления и потеря ёмкости, а заявленная ёмкость 2600 mah после теста будет понятно какая в действительности ёмкость этих аккумуляторов.

Немного рекомендаций:

Fast test измеряем реальную ёмкость элементов 18650:

После установки аккумуляторов в слоты сразу можно увидеть какое сопротивление имеют тестируемые аккумуляторы 1=36 милиом MR, 2=33mR, 3=33mR, 4=33mR нормальными значениями считаются от 10 до 100 миллиом более 100 можно считать негодными, и они возможно подойдут для маломощного фонарика. Это не высоко токовые элементы нагрузка до 15 ампер, если у вас мощный мотор более 1000 ватт тут либо собирать аккумулятор с большим количеством параллелей (например, 7 – 9) либо покупать высоко токовые элементы, например, проверенные аккумуляторы Litokala INR18650 25RM, разряд 20 А ориентировочная стоимость на четверть больше чем испытуемые примерно 145 рублей за штуку, а стоимость испытуемых элементов ICR18650-26F на данный момент составляет 109 рублей за штуку.

ставлю на быстрый тест аккумуляторы

Видно, что сопротивление тестируемых аккумуляторов вполне отличная внесу значения в таблицу, таким образом я проверю все 70 аккумуляторов из которых будет собираться АКБ электровелосипеда они будут отсортированы по ёмкости для сборки секций с максимально равными значениями, это нужно чтобы собранный аккумулятор выдавал максимальные возможные характеристики.

После нескольких часов заряда и разряда малым током я получил такие значения по элементам 1=2734 mah, 2=2754 mah, 3=2752 mah, 4=2788 mah вношу эти значения в таблицу и постепенно таким образом проверю все элементы и занесу в таблицу, и подпишу элементы.

тест завершён вот такая ёмкость у каждого аккумулятора 18650

после внесения данных у меня сформировалась такая таблица

Согласно полученным результатам можно сказать что данные аккумуляторы не только соответствуют заявленным характеристикам 2600 mah, но и превышают их в среднем значении 2740mah что очень и очень приятно.

Пол месяца спустя 🙂

Долго ли, коротко ли сказка сказывается, да не скоро дело делается. Итак, проверены все 70 элементов, значения внесены в таблицу, заняло это немало времени около 15 дней))) но зато теперь можно точно отсортировать все элементы по секциям что бы получились равные значения, для этого надо перейти на сайт (repackr.com) и внести данные по ёмкости аккумуляторов.

Вычисляем какие элементы должны задействоваться в секциях:

Заходим на сайт (repackr.com) в левом столбце выбираем Packer – далее копируем все значения ёмкости аккумуляторов и вставляем в окошко + кликаем Add cells — Number of cells in series = указываем число секций у меня запланировано 14s – Capacity = указываем сколько последовательно будет размещено элементов у меня их будет 5 — Nominal Cell Voltage = указываем номинальный вольтаж аккумулятора, у меня 3,7 вольт — Choose between a fixed number or variable number of cells to achieve a target capacity = указываем фиксированное число элементов, кликаем generate packs.

После этих действий вы получаете таблицу в которых указано с каким показателем миллиампер элементы должны быть задействованы в той или иной секции что бы показатели в ячейках были максимально схожи, это позволит аккумулятору прослужить дольше и работать на всю свою мощь. Процедура желательна, но не обязательна.

вот такую таблицу я получил аккумуляторы распределены так что бы в каждой секции получились похожие значения

После внесения своих данных я получил распределение элементов по ячейкам согласно mah каждого элемента, по аккумулятору значение 51,8 вольт номинально в заряженном состоянии 14*4,2=58,8 воль, 13,768 ампер часов составит аккумулятор или 713,1 ватт часов вполне неплохо. Приступим к сборке.

Подготовка к пайке и приспособления:

Вот в новом корпусе я и буду набирать конфигурацию, сейчас я разместил в корпусе 70 элементов и примерно понятно сколько у меня в запасе места. В качестве флюса я буду использовать активный флюс ЛТИ-120 он подходит для пайки нержавеющих сплавов, меди, оцинкованных изделий, нихрома и так далее.

Для того чтобы не перегревать аккумуляторы при пайке я буду использовать вот такую самодельную насадку, она позволит аккуратно и точечно залудить аккумулятор при этом избежать чрезмерного нагрева. Этот вариант пайки придумал не я а увидел его где то на просторах ютуба, и он мне понравился, колпачок делается очень просто, для этого понадобится полоска тонкого картона и термоскотч, картон оборачивается вокруг аккумулятора и фиксируется скотчем, вверх делается из двух слоёв термоскотча так чтобы клейкая сторона была закрыта, закрепляется сверху картонного колпачка и в центре вырезается отверстие, в моём случае это примерно 2,5 мм. Я уже залудил несколько секций и вот что получилось.

вот такой колпачок для пайки аккумуляторов

разместил аккумуляторы в корпусе

Зашкурим и залудим аккумуляторы 18650:

Итак, для того чтобы качественно и быстро залудить аккумулятор в месте лужения нужно его немного механически зашкурить, я для этого использовал аккумуляторный гравер с абразивной насадкой. Вот примерно так зашкуриваем все 70 аккумуляторов.

Для нанесения флюса я использую ватную палочку, флюс наносится в небольшом количестве в месте лужения, после пайки флюс нужно удалить либо обезжиривателем либо спиртом.

использую гравер с наждачной насадкой

флюс для пайки ЛТИ-120

Залуживаю аккумуляторы паяльником на 80 ватт:

Для лужения я использую паяльник мощностью 80 ватт, на аккумулятор надеваю тот самый колпачёк, и на 2 -3 секунды прикладываю жало паяльника к месту лужения, вот что получилось, то же самое делаю с другой стороны, и так все элементы, сначала это кажется достаточно муторным делом, но после десятка процесс идёт гораздо быстрее.

Для того чтобы увеличить зазор между элементами дабы снизить их общий нагрев при эксплуатации, а также для возможного предотвращения повреждения при тряске я решил на концах элементов разместить подходящего диаметра термоусадочную трубку, для этого также подойдёт термоскотч в два слоя, но я решил сделать из термоусадки вот примерно так, нарезал тонкие полоски и надел на концы элементов тем самым получив достаточный зазор между элементами.

залуживаю паяльником на 80 ватт

для зазора между элементами надеваю термоусадку

Формирование аккумулятора 14s5p:

Секции я скрепил при помощи небольшого количества термоклея, и для большей надёжности так же скрепил армирующим скотчем.

Постепенно я залудил 13 секций это 65 элементов, на плюсовые контакты для защиты от короткого замыкания я наклеил специализированные круглые картонные прокладки, не обязательно клеить разного цвета, просто у меня они пришли таким набором.

После я скрепил 13 секций армированным скотчем с 14 секцией еще не определился как ее лучше разместить, и так же с обратной стороны на плюсовые клеммы наклеил термостойкие прокладки.

термоклеем фиксирую секции

скрепил армирующим скотчем и закрепил прокладки

Спаивание секций аккумулятора:

Для силовых соединений секций я использовал два медных провода толщиной 1,3 мм скрутив из в косичку при помощи шуруповерта, для подсоединения к каждому элементу и использовал медный провод 0,5 мм и если будет замыкание он просто перегорит по типу плавкого предохранителя.

Для силовых проводов и использовал силиконовые термостойкие провода 12g.

сборка аккумулятора электрофэтбайка

сборка аккумулятора электрофэтбайка

Схема спайки аккумуляторов 18650 для акб 14s5p:

Спаивайте секции согласно схеме. Для зарядки аккумулятора можно использовать более тонкие провода – например 16G. Когда будете припаивать провода от BMS платы защиты отсоедините штекер от самой платы, если этого не сделать при постепенном подсоединении секций плата уже начнёт работать и балансировать ячейки по отдельности, а нам надо что плата балансировала сразу все ячейки, на которые она рассчитана.

схема спайки аккумуляторов электровелосипеда 14s

Готовый аккумулятор на электровелосипед:

Вот что по итогу у меня получилось. Общий вес аккумулятора составил 4 кг 400 грамм с такими характеристиками: конфигурация 14S5p, задействовано 70 элементов 18650, ёмкость батареи 13 ампер часов, вольтаж в заряженном состоянии 58,8 вольт. В корпусе у меня ещё есть место для апгрейда и возможно в скором времени я надумаю увеличить мощность или ёмкость аккумулятора, а возможно увеличу сразу оба параметра, но это уже другая история, о которой я расскажу, как руки дойдут.

А сейчас после испытания данного аккумулятора на фэтбайке с мотором Bafang на 750 ватт, максимальная скорость 50 + км.ч, запас хода по моим подсчётам без педалей должно хватать на 35 – 40 км, а с педалями думаю более 100 км удастся проехать.


Источник: elektro-velik.ru