Ретрит. Что это такое простыми словами

Содержание

Слово «ретрит» (англ. retreat — «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») в последнее время используется как международный термин, означающий время в уединении, посвящённое духовной практике, отдаление от обыденной жизни и повседневного уклада вещей.

Многие спрашивают, ретрит или ритрит?
И то и другое написание будет правильным.

Практика ретрита тишины включает в себя следующие компоненты:

В общем смысле можно сказать, что ретрит – это времяпрепровождение, позволяющее на какое-то время выйти из привычного течения жизни и побыть в пространстве, которое предоставляет поддержку и структуру для саморефлексии и работы с собственным сознанием.

И как раз в цели ретрита, структуре пространства, и в активностях, которые заменяют повседневные, и кроется основное отличие одного ретрита от другого.

Какие бывают ретриты?

Ретрит – это общее понятие, которое объединяет огромное количество различных подходов, традиций и практик. Каждый коллективный ретрит имеет собственную определённую концептуальную внутреннюю структуру. Простой пример: сложно сравнивать ретрит в христианской традиции и современный йога-ретрит:

1) Ретрит в христианской традиции предполагает встречу с Богом, общение с Богом, молитву. Также практикуется чтение Священного Писания, практики молчания, размышления, конфессии. Цель такого ретрита – «возрастание в истинной святости».

2) Современные западные йога-ретриты (которые сейчас популярны) похожи на восстановительные выходные с пятизвездочными номерами, высококлассными ресторанами и различными мероприятиями, включая занятия йогой, медитацию, массаж, пешие прогулки, катания на лошадях и осмотр достопримечательностей.

И это только 2 примера того, как под одним термином уживаются проявления с совершенно различными концептуальными структурами. И таких структур огромное количество. О них мы поговорим ниже. А пока — обратимся к некоторым моментам истории, чтобы увидеть истоки и проявления ретритов в прошлом.

История ретритов

Практиковались ли ретриты в прошлом, или это современное понятие? Рассмотрим несколько примеров:

Для начала обратимся к истории буддизма. Интересно, что первые буддийские монахи и монахини не жили в монастырях. В Индии 25 веков назад издавна существовала традиция странствующих нищих "святых людей", которые укрывались в лесах. Большую часть времени они путешествовали группами из деревни в деревню, предлагая учения и получая милостыню.

Но в Индии существует сезон муссонов. Эти дождливые месяцы считались небезопасными для перемещений, и Готама разрешил отшельникам оставаться на одном месте ради их блага, безопасности и сохранения жизни мелких существ, которые в сезон дождей заполняют тропы. Так появился период «васса», или «дождевой пост»: уединение в сезон дождей. Во время «васса» монахи оставались в своих храмах и углублялись в более аскетичные практики. Такая буддийская ретритная традиция поддерживается до сих пор.

Ранние пост-библейские проявления ретрита носили в основном монашеский характер. Истоком современных практик ретрита в христианской традиции стала одна из важнейших книг в истории церкви: «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Эта книга стала переломным текстом для практики ретритов в христианском смысле.

Многие монашеские ордена также придерживались практики молчания. Монашеский орден Картезианцев, к примеру, известен суровой аскезой, практикой безмолвия и уединения. Их жизни в молчании посвящен документальный фильм «Великое безмолвие» (Die Große Stille). Подробнее о «исследовании происхождения, развития и современных проявлений христианских ретритов» можно прочесть в диссертации Хью Питер Дженкинса, которая доступна онлайн.

И это только некоторые исторические примеры того, насколько глубоко укоренена практика и необходимость ретритов в нашем коллективном прошлом. Все религии отмечают праздники, изначально задуманные как духовные уединения: такие как шаббат в иудаизме или воскресенье в христианской традиции. Это святые дни, дни для практики целостности.

Вся история человечества богата историями о том, что «всякий раз, когда Бог хотел использовать человека в качестве избранного инструмента», этот человек должен был «уйти» от мира и от своего прежнего образа жизни, найти Бога и стать его послушным. Через этот уход и неизбежный аскетизм ему открывались духовные откровения. Так было в случае с Авраамом, с Моисеем, с Апостолами, со Святым Бенедиктом и многими другими святыми иных традиций. История буквально пропитана хрониками духовного отшельничества. В течение тысячелетий люди разных культур искали духовного уединения, убежища от мира, чтобы воссоединиться с чувством внутреннего мира, найти покой и открыться глубоким пониманиям.


Источник: retreat-inside.com