Особенности и характеристики субъекта авторского права

Содержание

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

Кто может быть субъектом авторского права?

Считаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Под началом особо крупного производителя или компании с любым другим массовым видом деятельности трудятся сотни и тысячи авторов.

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество. Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет. Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав. Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Произведения в таких сборниках должны находиться в открытом доступе, владелец ни одного из произведений не должен быть против свободного некоммерческого распространения его собственности.

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала. Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны. Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Соавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.


Источник: znaipravo.com