ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2)

Содержание

В предыдущей статье мы рассмотрели тоновый и цветовой контраст. Но прекрасный снимок можно получить не только благодаря сочетанию контрастирующих цветов объектов, да и само понимание слова контраст — не ограничивается только цветом.

КОНТРАСТ ФАКТУР

А что делать, если у вас в кадре объекты одинакового цвета? В этом случае можно использовать контраст фактур. Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы:

  • матовые (все поверхности, имеющие шероховатое строение),
  • глянцевые (все гладкие поверхности),
  • зеркальные (все гладко полированные поверхности).

Тут правило простое: чем большая разница в фактуре предметов, тем на снимке лучше подчеркивается форма этих предметов. Контраст фактур — это прекрасная возможность выделить светом любой из нужных элементов фотографии. Также этот вид контраста хорошо использовать, если вам необходимо обратить внимание зрителя на ту или иную характеристику снимаемого объекта. Чем сильнее отличаются предметы по фактуре, тем более подчеркивается их форма. Кроме того, это отличная возможность выделить каждый элемент снимка, если их цвета схожи.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

КОНТРАСТ СТАТИКИ И ДИНАМИКИ

Фактически — это контраст движущихся и неподвижных объектов на снимке. И здесь самое важное передать движение, ощущение действия в кадре. Например, автомобиль, движущийся на высокой скорости по шоссе на фоне деревьев или полей, лыжник, делающий вираж или прыгающий с трамплина. Кроме того это могут быть развевающиеся на ветру волосы девушки, или развивающееся от порыва ветра платье. Объединить статичное и подвижное на одной фотографии не такая уж простая задача. Но уж если вам удалось добиться в своем снимке такой ярко-выраженный контраст, будьте уверены это уже успех. Такие фотографии приковывают к себе внимание зрителей и выгодно выделяются. Связано это с тем, что "поймать" движение не просто, и чтобы получить удачный снимок нужно немало практиковаться, эксперементируя, в первую очередь, с установкой нужной длинны выдержки.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

СМЫСЛОВОЙ КОНТРАСТ

Пожалуй, это самый сложный в применении вид контраста. Его суть заключается в том, чтобы в плоскости одного снимка совместить два смысловых центра. Внимание зрителя на себя тянут два объекта одновременно, но при этом составляют единое целое, где одно без другого не имеет смысла. Такие снимки всегда должны быть очень тщательно продуманы. В этом случае необходимо особо тщательно подойти к построению композиции. Желательно, чтобы тем или иным способом поставленный акцент присутствовал на обоих смысловых центрах, при этом второстепенные детали не должны отвлекать внимание зрителя. Смысловой контраст обычно применяют в жанровой фотографии.

Хотя, справдедливости ради нужно сказать, что нередко, такие снимки — воля случая и удачное стечение обстоятельств, когда фотограф оказывается "там где нужно, когда нужно". Но, чтобы этот случай не упустить — нужно освоить и понимать правила построения композиции и вовремя увидеть контраст.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

Смысловой контраст также используется в рекламной фотографии. Он представляет собой противопоставление двух сюжетов, нередко с совершенно несовместимыми образами, которые несут определенную смысловую нагрузку. Такие фото могут содержать совершенно "безумные" сюжеты, ограниченные только "буйной фантазией" того, кто их придумывает.

Справедливости ради, нужно отметить, что в рекламной фотографии большая роль отводиться фоторедакторам (Adobe Photoshop, Corel Draw и т.п.), в которых и "соединяется несовместимое"., так как в реальности воплотить креативные идеи, обычно, не представляется возможным без последующей "доработки".

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

КОНТРАСТЫ И АНАЛОГИИ

Противоположным контрасту выразительным приемом является аналогия, основанная на чередовании в определенном порядке одинаковых элементов. В фотографии зачастую используют сочетание этих принципов, выбирая один как несущий смысловую нагрузку, а другой дополняющим контекст сюжета. К примеру, цветовой контраст может быть усилен аналогией форм, окрашенных в контрастные цвета.

Контраст статики и динамики

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 2) - PhotoDzen.com

Пробуйте экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете применять сразу несколько вышеописанных приемов в композиции.

Композиция это основа, это самое сложное, но и самое интересное в фотографии. Используйте советы из наших статей и когда-нибудь ваши фотографии станут настоящими произведениями искусства.


Источник: photodzen.com