Неисправности вентилятора для списания

Содержание

Глобальное потепление нашей планеты заставляет искать источники охлаждения и вентилирования помещений в летний период времени. Покупка кондиционера полностью решает эту проблему, но, к сожалению, большая часть нашего населения не может оснастить кондиционерами свои дачи и подсобные помещения.

В таком случае ставят обычный вентилятор, который имеет свойства ломаться в самый неподходящий момент. Для того что бы знать как отремонтировать вентилятор необязательно заканчивать специализированное учебное заведение, достаточно знать его устройство и принцип работы.

Ремонт вентилятора вполне возможно сделать своими руками, главное найти причину. Перечень возможных неисправностей вентилятора и способы их устранения вы сможете прочитать ниже. Настоятельно рекомендую, прежде чем приступать к ремонту, обязательно отключите вентилятор от сети, тем самым обезопасив себя и своих близких.

Неисправности вентилятора

1. Вентилятор сыпет искрами с него идет дым и возник запах паленой пластмассы.

Ваших знаний о том, как отремонтировать вентилятор здесь недостаточно, судя по всему, накрылся электродвигатель, и ремонтировать его нецелесообразно. Новый электродвигатель на вентилятор стоит же столько же сколько и новый вентилятор.

2. При включении вентилятор не придает признаки жизни и не горит сетевая лампочка.

Прежде всего, с помощью другого электроприбора проверьте саму розетку. Если с розеткой все в порядке приступаем к ремонту вентилятора. Первый этап это проверка питающего шнура. Взяв инструкцию по сборке (она идет в комплекте) начинаем разбирать вентилятор. При отсутствии инструкции включаем логику и разбираем вентилятор исходя из своих соображений. Если вы не знаете, как разобрать вентилятор то плюньте и вызовите мастера, так как вы не прошли первоначальный этап.

С помощью индикаторной отвертки или контрольной лампы проверяем, доходит ли ток до первого соединения на вентиляторе. Если нет, то меняем шнур или вилку.

3. На вентиляторе горит лампочка, но ничего не происходит.

Судя по всему, причина в блоке с кнопками или в регуляторе скорости вращения лопастей. Для проверки нам понадобиться тестер или простейшая прозвонка. Все кнопки работают по принципу обычного выключателя. Проверяем ВХОД кнопки и ВЫХОД. С регулятором дело посложней, тут необходимо поставить его на максимальную скорость и опять же проверить вход и выход. Отремонтировать саму кнопку у вас, скорее всего не получится но в ваших силах соединить её напрямую и вентилятор заработает. Это конечно не выход, но на даче выбирать не приходиться.

4. При включении вентилятор гудит, но не вращается или гудит и его лопасти еле вращаются.

Вероятнее всего, что ваш вентилятор забился и его надо почистить, для этого разбираем его полностью и делаем визуальный осмотр двигающихся частей. Если все чисто, то тут виновата обмотка электродвигателя и как писалось выше ваших знаний по ремонту вентиляторов тут недостаточно.

Вот в принципе и все простейшие неисправности вентилятора, каждая модель имеет свои проблемы и слабые места, но общие причины неисправностей почти одинаковы. Узнав как самостоятельно отремонтировать вентилятор, это не значит что вы профессиональный мастер по ремонту бытовой технике, будьте осторожны, электричество ошибок не прощает.

Причины поломок и виды неисправностей электродвигателей вентиляционных установок

Электродвигатель по праву называют сердцем вентиляционной установки. Его остановка по причине выхода из строя ведет к отказу всей системы циркуляции воздуха. Поэтому ответственные за эксплуатацию вентиляции лица обязаны не допускать выхода из строя электродвигателя. Избежать поломок позволяет регулярное обслуживание оборудования. Однако, даже самые профессиональные сервисные работы не в состоянии уберечь электродвигатель от неисправностей, большая часть которых происходит из-за нарушений правил хранения и транспортировки оборудования, а также неправильной эксплуатации. Особенно страдают электродвигатели вентиляционных установок от влаги, воздействию которой они часто подвергаются в неотапливаемых или слишком сырых складских помещениях. При хранении электродвигателя на улице, риск его поломки в процессе эксплуатации или даже при первом запуске увеличивается многократно. Виной тому слой ржавчины, образовавшийся на наружной поверхности ротора и внутренней поверхности сердечника статора, которая заполняет зазор между данными деталями электродвигателя.

Распространенные неисправности электродвигателя вентилятора

Обслуживающий персонал хорошо знает наиболее распространенные неисправности электродвигателей вентиляционных установок. Это позволяет проводить ремонтные работы в кратчайшие сроки и с минимальным расходом комплектующих. Основными видами поломок электродвигателей являются:

  • ослабление крепления подшипника вала в посадочном гнезде — причины: большая вибрация электродвигателя, большая радиальная нагрузка на вал;
  • разрушение посадочного гнезда подшипника вала — причины: большая вибрация электродвигателя, разрушение подшипника вала;
  • разрушение лап электродвигателя в местах их крепления к станине или корпусу — причины: большая вибрация электродвигателя, нарушение соосности между валом электродвигателя и приводом вентиляционной установки;
  • неустойчивая работа электродвигателя — причины: отсутствие надежного соединение контактов магнитного пускателя;
  • электродвигатель не останавливается при выключении пускового устройства — причины: так называемое залипание контактов пускателя из-за образования слоя нагара на поверхности клемм;
  • шум при работе и перегрев подшипника вала электродвигателя — причины: нарушение соосности между валом и приводом вентиляционной установки, отсутствие смазки в подшипнике, попадание в обойму подшипника песка, пыли и различных мелких посторонних предметов;
  • сильная вибрация электродвигателя — причины: нарушение соосности между валом электродвигателя и приводом вентиляционной установки, отсутствие надежной фиксации между лапами электродвигателя и станиной;
  • сильный нагрев электродвигателя — причины: отсутствие нормального охлаждения электродвигателя, отклонение показателя напряжения электросети от нормального, перегрузка электродвигателя, повышенная температура окружающей среды в зоне работы вентиляционной установки;
  • внезапная остановка работающего электродвигателя — причины: нарушение в цепи электроснабжения, заклинивание подшипника вала электродвигателя, срабатывание защиты электродвигателя;
  • отсутствие вращения ротора электродвигателя и гул установки после включения оборудования — причины: заклинивание или разрушение подшипника вала электродвигателя, заклинивание привода вентиляционной установки, соприкосновение ротора и статора в следствии перекоса.

Сроки ремонта вышедшего из строя электродвигателя вентиляционной установки зависят от типа неисправности и квалификации обслуживающего персонала.

Как отремонтировать бытовой вентилятор

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

  1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
  2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
  3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
  4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
  5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
  6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
  7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.

У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора, предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Самые надежные вентиляторы 2018 года

Настольный вентилятор Mystery MSF-2428

Ремонт вентилятора

Глобальное потепление нашей планеты заставляет искать источники охлаждения и вентилирования помещений в летний период времени. Покупка кондиционера полностью решает эту проблему, но, к сожалению, большая часть нашего населения не может оснастить кондиционерами свои дачи и подсобные помещения.

В таком случае ставят обычный вентилятор, который имеет свойства ломаться в самый неподходящий момент. Для того что бы знать как отремонтировать вентилятор необязательно заканчивать специализированное учебное заведение, достаточно знать его устройство и принцип работы.

Ремонт вентилятора вполне возможно сделать своими руками, главное найти причину. Перечень возможных неисправностей вентилятора и способы их устранения вы сможете прочитать ниже. Настоятельно рекомендую, прежде чем приступать к ремонту, обязательно отключите вентилятор от сети, тем самым обезопасив себя и своих близких.

Неисправности вентилятора

1. Вентилятор сыпет искрами с него идет дым и возник запах паленой пластмассы.

Ваших знаний о том, как отремонтировать вентилятор здесь недостаточно, судя по всему, накрылся электродвигатель, и ремонтировать его нецелесообразно. Новый электродвигатель на вентилятор стоит же столько же сколько и новый вентилятор.

2. При включении вентилятор не придает признаки жизни и не горит сетевая лампочка.

Прежде всего, с помощью другого электроприбора проверьте саму розетку. Если с розеткой все в порядке приступаем к ремонту вентилятора. Первый этап это проверка питающего шнура. Взяв инструкцию по сборке (она идет в комплекте) начинаем разбирать вентилятор. При отсутствии инструкции включаем логику и разбираем вентилятор исходя из своих соображений. Если вы не знаете, как разобрать вентилятор то плюньте и вызовите мастера, так как вы не прошли первоначальный этап.

С помощью индикаторной отвертки или контрольной лампы проверяем, доходит ли ток до первого соединения на вентиляторе. Если нет, то меняем шнур или вилку.

3. На вентиляторе горит лампочка, но ничего не происходит.

Судя по всему, причина в блоке с кнопками или в регуляторе скорости вращения лопастей. Для проверки нам понадобиться тестер или простейшая прозвонка. Все кнопки работают по принципу обычного выключателя. Проверяем ВХОД кнопки и ВЫХОД. С регулятором дело посложней, тут необходимо поставить его на максимальную скорость и опять же проверить вход и выход. Отремонтировать саму кнопку у вас, скорее всего не получится но в ваших силах соединить её напрямую и вентилятор заработает. Это конечно не выход, но на даче выбирать не приходиться.

4. При включении вентилятор гудит, но не вращается или гудит и его лопасти еле вращаются.

Вероятнее всего, что ваш вентилятор забился и его надо почистить, для этого разбираем его полностью и делаем визуальный осмотр двигающихся частей. Если все чисто, то тут виновата обмотка электродвигателя и как писалось выше ваших знаний по ремонту вентиляторов тут недостаточно.

Вот в принципе и все простейшие неисправности вентилятора, каждая модель имеет свои проблемы и слабые места, но общие причины неисправностей почти одинаковы. Узнав как самостоятельно отремонтировать вентилятор, это не значит что вы профессиональный мастер по ремонту бытовой технике, будьте осторожны, электричество ошибок не прощает.

Устраняем неисправности в вентиляторе автомобильной печки

Какие инструменты нужно использовать для диагностики

Проверить подпитку разъема движка можно обычной контролькой. Но при проведении полноценной диагностики и выявлении неисправностей высокой степени сложности необходим мультиметр. При наличии знаний по использованию мультиметра можно без проблем измерить питание на разъёмах, проверить сопротивление, что даст возможность выполнения быстрого поиска неполадок в проводках либо констатации проблем с резисторами.

Кроме того, измерение сопротивления и диагностика проводов в этом режиме значительно облегчит поиск короткого замыкания.

Провести диагностику ШИМ-контроллеров электрических управляющих частотой оборотов вентилятора систем можно при помощи осциллографа. Но приобретение этого прибора для диагностики из-за его дороговизны не является целесообразным.

Не лучше ли воспользоваться указанными ниже способами диагностики, которые в большинстве случаев помогут и без дорогих приборов выявить источники неисправностей в вентиляторе печки. Итак, приступим.

Если невозможно запустить вентилятор, такая ситуация возникает из-за:

  • изношенности щёток. При выполнении функций обычного движка постоянных токов у вентилятора печки главной проблемой является истирание щёток, с помощью которых вольтаж подводится к коллектору. При сильном истирании медно-графитовых щёток снижается создающее контакт вжимающее пружинное усилие, что в свою очередь приводит к работе вентилятора с переменной частотой. Например, он включается при ударе по передней панели или наездах на дорожные выбоины.
  • неисправных электрических цепей управления. Источником проблемы является отпаянные из-за сильного нагрева контакты;
  • обрыва в проводах, окисленного контакта;
  • перегоревшего предохранительного элемента. При постоянном перегорании предохранителя (после его замены) мастер должен найти участок цепи с коротким замыканием.

Самостоятельная диагностика неисправности печки

При целых предохранительных элементах проверять, насколько вентилятор работоспособен, нужно, предварительно открыв разъём его подпитки. Электрический двигатель в печке расположен или в промежутке под крышкой капота (за щитом движка возле салона), или под приборной панелью автомобильного салона.

Местонахождение отопительного вентилятора и способ его вскрытия находится в эксплуатационной автомобильной инструкции. Там же находится и схема запуска вентилятора.

При изучении схемы необходимо узнать, какой из разъёмных пинов электрического движка является плюсовым при запуске первой скорости вентилятора. Далее к этому пину подключается любой контакт контрольного прибора, другой из его контактов замыкается на «массу», включается зажигательная система и вентиляторный переключатель поворачивается в любую позицию. Если лампочка контрольного прибора включилась, значит причиной неисправности вентилятора является электродвигатель. В противном случае сбои в работе вентилятора происходят из-за обрыва в проводке идущей к отопительному выключателю электрической цепи.

Основные причины выхода из строя вентилятора печки

Причин поломки гораздо больше, возникают они по самым разным причинам, мы рассмотрим самые основные причины выхода из строя, устранить которые может даже рядовой автолюбитель не занимающийся профессиональным ремонтом.

Щетки печки стерлись или вышли из строя

В такой ситуации нужно разобрать мотор печки и обязательно произвести замену щеток. Для этого с корпуса электрического двигателя снимается лопастное колесо (оно, как правило, закрепляется на защёлках). Если в каталоге автомобильных запчастей отсутствуют нужные щётки, то можно отпаять старые аналоги и заменить их идентичными по размеру. В крайнем случае графито-медные щётки подпиливаются посредством надфиля.

Естественно, пайка щёток не сможет быть выполнена без припоя, канифоля и паяльного прибора. После замены щёток при сборке электрического двигателя необходима очистка его внутренностей от продукта изношенности устаревших щёток.

При возникновении в процессе работы вентилятора пищащих или шумящих звуков нужно при его ремонте смазать втулки раствором литола. Для этого небольшая порция смазки кладётся на втулку (её торец) и затем нагревается для обеспечения её затекания внутрь. При бесшумной работе вентилятора смазка его втулок исключена, поскольку смазочный раствор, задерживая пыль, превращает её в вязкую пасту, затрудняющую работу вентиляторов.

Вентилятор работает на максимальной скорости или не переключается.

Если вентилятор функционирует только на максимальной скорости или невозможно переключиться на одну из его скоростей, данная проблема возникает из-за испорченных добавочных резисторов, используемых в электрических схемах на большинстве машин.

Как выполнить проверку резистора?

Добавочные резисторы проверяют с использованием мультиметра. Процесс диагностики заключается в измерении величины сопротивления выводов этого электрического элемента, а также сравнении полученных значений с указанными в инструкции для конкретной машины показателями резистора. При этом стоит проверить состояние термопредохранителя, который при коротком замыкании может сгореть. Иногда возникает проблема, связанная с отпаиванием резистора из-за его сильного нагрева. Новый резистор с идентичными параметрами подбирается на радиорынке.

Автоматическая управляющая отопительная система не функционирует.

Источниками проблемы являются температурный датчик, фиксирующий положение воздушного типа заслонок датчик, управляющая электрическая цепь, а также блок автоматического электронного управляющего модуля.
Пользуясь вышеприведенной информацией, можно без труда определить причину поломки вентилятора печки, а также при наличии опыта работы с электричеством, самому отремонтировать этот элемент.


Источник: xn--77-flcx4akii8h.xn--p1ai