История создания электронной почты

Содержание

значок e-mail

Каких-то 80-70 лет назад электронная почта относилась к атрибутам научной фантастики. Мечты о мгновенной коммуникации «теплились» в умах учёных, писателей и простых обывателей. Но появление первых ЭВМ, как гром среди ясного неба, вырвало человеческие умы из технических иллюзий, открыв реальную перспективу цифровых новшеств — ознаменовало начало эры Всемирной паутины и веб-технологий.

А что же сегодня? E-mail, или «мыло», почтовый ящик — часть нашей повседневности. Он воспринимается, как чайник или стиральная машина. Он просто выполняет конкретные задачи по связи и совсем уж не является роскошью. Попробуйте им покичиться: «Вот у меня есть e-mail! Я очень крут!». Как минимум, над вами будут смеяться. А более чуткие граждане проявят беспокойство о вашем психическом здоровье.

А как же можно реагировать иначе, если со времён истории создания электронной почты прошло столько времени, и теперь ею уже пользуются свыше 100 млн. человек во всём мире. E-mail — это мощный инструмент для связи и обмена данными. Без него никуда.

Этот краткий экскурс расскажет вам о возникновении компьютерной почты и её модернизации — с истоков и до наших дней.

60-е: когда ЭВМ были огромными

В далёком 1965 году компьютеры были поистине исполинских размеров, их схемы насчитывали миллионы деталей. Они были очень медлительны по сравнению с современными ПК. Вот тогда и взяла своё начало история электронной почты.

Летом всё того же 65-го программисты Том ван Влек и Ноэль Моррис в MIT разработали приложение под названием MAIL на базе машины IBM 7090/7094 c ОС CTSS. Конечно же, оно совсем не похоже было на те почтовые профили и клиенты, которые вы привыкли видеть в Сети.

e-mail старого образца

MAIL — это была специальная больше команда, встроенная в операционную систему, нежели отдельный модуль или программа. Она передавала сообщения пользователям (обслуживающим её программистам) в одной машине в следующем формате:

Он записывался кратко, например: MAIL M1422 2911

Посредством этой команды назначались задачи работникам техподдержки. Сообщения сохранялись в специальном файле-хранилище MAIL BOX, в ячейке указанного адресата.

Параллельно с экспериментом на IBM 7090/7094 велась разработка программного механизма для общения на ЭВМ Q32 осенью 1965 года. Этот агрегат был разработан для военного министерства корпорацией IBM и установлен в офисе компании Rand Corp.

Новый толчок развития идея виртуальной переписки получила в 1968 году. В этот период времени разработчик Рэй Томлинс в рамках военного проекта ARPANET (предшественника интернета) написал секретную программу Send Message (SNDMSG). Она обеспечивала связь между пользователями ARPANET. Но всё ещё соблюдала каноны новоиспечённой технологии — послания помещались и сохранялись в почтовый спецфайл.

70-е: да будет почта с «собачкой» и смайликами

В 1971 всё тот же Р.Томлинс, будучи работником BBN (Bolt Beranek and Newman, Inc.), создал новый вариант почтового сервиса. Это приложение было написано на основе предыдущих наработок — клиента для интрасети и экспериментального модуля для отправки файлов. В своих воспоминаниях Рэй рассказывает о том, что отсылал с одной машины на другую тестовые послания с хаотичным набором символов, чтобы проверить функции почтового ПО.

Р.Томлинс

Весной 1972 года после кропотливой модернизации Томлинс внедрил своё детище в оборонную сеть ARPANET. Вместе с новой разработкой пришёл и новый формат адреса почты, который нынче принят за стандарт — название с символом «@» (собачкой). На телетайпе «@» применялась для обозначения пунктуационных знаков и «at» (на русск. — «на»).

В июле этого же года (1972) разработчик Ларри Робертс явил прообраз десктопного почтового клиента. Его программа умела формировать каталоги посланий, копировать сообщения и помещать их файл-контейнер, выполнять пересылку послания другим людям и использовать автоответчик. Среди немногочисленной на то время, образно говоря, сетевой общественности, новинка Робертса возымела успех. Ей начали активно пользоваться.

ARPA

В 1973 г. руководство ARPA, проанализировав трафик своей сети, пришло к выводу, что 75% её трафика приходится на переписку по e-mail. Двумя годами позже, в 75-м, в паутине ARPANET появляется первая массовая рассылка по ящикам. Её создал Стив Уолкер совместно с модератором Эйнаром Стефферудом. Инфо-письма авторы посылали вручную. Подписчики получали от них новости фантастики (SF-Lovers).

вход в ARPANET

Также в этом году (1975) Джон Виттал представил свой клиент, разработанный по типу «всё включено». Он был оснащён полноценным набором функций для работы с корреспонденцией.

символ quot;собачкаquot;

26 марта 1976 Елизавета II, воспользовавшись оборудованием службы коммуникации RSRE, что в Малверне, собственноручно отправила депешу по компьютерной почте.

В 1977 г. учёный Ларри Лэндвебер из Висконсина написал приложение THEORYNET, которое пересылало корреспонденцию в сети, состоящей из свыше 100 ИТ-работников. Оно было адаптировано для пользования в TELNET.

12 апреля 1979 «родился» легендарный смайлик, без которого сегодня не обходится ни одна виртуальная беседа. В этот знаменательный день Кевин Маккензи послал в сетевое объединение «Message Services Group» заявку с оригинальным предложением — тексты электронных посланий «разбавлять» символами, обозначающими эмоции, например, «; — )». Его просьба вызвала ожесточённые споры среди специалистов: кто-то приветствовал такую форму общения, ну а кто-то был категорически против. Тем не менее, вскоре смайлы получили широкое применение в обиходе виртуального общения.

80-е: эволюция глобализации

Так, в 1981 году для университетов была возведена «паутина» CSNET, которая предоставляла возможность переписываться по электронной почте и пользоваться ARPNET. Над ней совместно работали учёные из университетов штатов Висконсин, Делавэр, а также специалисты компаний BBN и RAND Corporation.

USENET

1982 год ознаменовался появлением сети EuNet от группы учёных European Unix Users Group. В её задачи входило обеспечение переписки по почте и предоставление услуг USENET владельцам машин с UNIX-системой.

20 сентября 1987 года при помощи протокола CSNET было отправлено из Китая в Германию электронное послание.

В 1988 году разработчики сети FidoNet предоставили своим клиентам возможность общаться с пользователями из других сетей.

Годом позже, в 89-м, впервые была налажена коммуникация между Интернетом и коммерческими почтовыми сервисами.

90-e: e-mail в каждый дом

В 90-х гг. прошлого столетия технология «e-mail» обрела статус мощного инструмента коммуникации, доступного для широкого круга пользователей.

В 1994 году впервые была зафиксирована спамная рассылка.

4 июня 1996 года стартовал сервис Hotmail от Microsoft.

В 1997 г. количество рассылок на самые разнообразные темы в каталоге Liszt достигло отметки «72 тысячи». 8 марта этого же года открылась почта Yahoo! Mail.

Осенью 1998 года на просторах Сети появился русскоязычный почтовый сервис Mail. Компания Casio PhoneMate выпустила девайс IT-380 E-Mail Link для работы с онлайн-корреспонденцией.

2000-е: зарегистрируй «мыло», это просто!

С пришествием миллениума «мыльная индустрия» разрослась до невиданных размеров. Почтовые сервисы стали появляться в Сети, как грибы после дождя. Бизнесмены, программисты, рядовые обыватели интернета стали активно пользоваться e-mail. Однако масштабность индустрии повлекла за собой и некоторые негативные проявления.

2000 г. Ранним утром 4 мая в почтовых ящиках многие пользователи обнаружили вирус «I Love You». Его «штамм» был распространён с Филиппин через взломанные ящики. Общий ущерб зловреда составил 7 млрд. долл. В США фактически каждая 15-я компания в той или иной мере пострадала от этого зловреда. 26 июня стартовал сервис Яндекс.Почта.

вирус «I Love You»

1 апреля, в день юмора и смеха, была запущена почта от Google — Gmail.

В наше время, на рубеже второго десятилетия XXI века и новой эры, электронная почта продолжает активно совершенствоваться как ИТ-технология и с каждым годом предоставляет пользователю всё больше полезных опций по комфортному обеспечению коммуникации, обмену и хранению данных.


Источник: webereg.ru