Дифференциация (Differentiation) — это
разделение системы, первоначально состоящей из одинаковых элементов, на равнокачественные части
Дифференциация доходов населения, дифференциация клеток, дифференциация обучения, дифференциация трудовой деятельности, социальная дифференциация населения, дифференциация наук, дифференциация товара, дифференциация цен, дифференциация налога
Структура публикации
Дифференциация — это, определение
Дифференциация — это разделение системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части. Примерами дифференциации являются: расовое, половое деление человека; деление букв на гласные, согласные; звуков на шипящие, глухие, твёрдые и т.д. Также дифференцировать можно доходы населения, товары, цены, клетки тканей и много другое.
разделение целого на различные части формы и ступени
Дифференциация — это отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.
Дифференциация — это сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни.
Дифференциация — это расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Дифференциация — это этап эмбрионального развития, во время которого неспециализированные клетки или ткани становятся специализированными и начинают приспосабливаться к выполнению определенных функций.
Дифференциация — это степень сходства опухолевых клеток с клетками того органа, из которого эта опухоль происходит.
Дифференциация — это деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных знаний.
Дифференциация — это развитие органических систем или обществ в сторону увеличивающегося усложнения.
Дифференциация — это процесс развития, связанный с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни.
Дифференциация — это разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. Возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий.
Дифференциация — это расчленение системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части. Связана с расширением и интенсификацией функций данной системы и разделением их между её частями, что делает более эффективной работу системы в целом при условии развития соответствующих механизмов интеграции.
Дифференциация — это процесс приобретения различий в строении между однородными структурными элементами организма для выполнения разных функций, например клеток меристем при образовании постоянных тканей.
Дифференциация доходов населения
Дифференциация доходов населения — это реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.)
Дифференциация доходов населения, калькулятор, ручка
Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степенью криминогенности социальных отношений.
Социальная нестабильность привела к вспышкам насилия
Дифференциация доходов населения фиксируется статистикой, распределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов. Строятся интервальные ряды по величине дохода от наименьшего к наибольшему или по децилям (по 10%), квартилям (по 20%), отражающим объем денежных доходов, приходящихся на численность населения — 10%, 20%. Показатели дифференциации денежных доходов населения исчисляют из интервального ряда распределения; долю и численность высокообеспеченных (исходя из принятых пограничных критериев), среднеобеспеченных и бедных.
Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа реальных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.
Важнейшим инструментом анализа социально-экономической дифференциации населения является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, что позволяет проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения.
— модальный доход, т. е. уровень дохода наиболее часто встречающийся среди населения;
— медиальный доход — показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения;
— децильный коэффициент дифференциации доходов населения, характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;
— коэффициент фондов определяется как соотношение между средними доходами населения в 10-х и первых децильных группах;
— коэффициент концентрации доходов Джинни, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца.
Причины неравенства доходов населения
Дифференциация доходов населения — реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).
Неравенство доходов объясняется следующими причинами:
— разными интеллектуальными и физическими способностями;
— разным уровнем образования и профессиональной подготовки;
— профессиональными вкусами и способностями к риску;
— неравенством владения собственностью;
— монополизмом на рынке товаров и услуг;
— удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.
Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее — факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково — «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того — это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.
Расчет дифференциации доходов населения
Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения.
Для изменения неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца, которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.
Динамика реальных денежных доходов населения регионов РФ
Еще один интересный прием анализа доходов населения с точки зрения их дифференциации состоит в расчете так называемых накопленных, или кумулятивных, частот (долей) и построении кумулятивных кривых, или кривых Лоренца (по имени американского статистика М. Лоренца). Рассмотрим на простом примере, как строится кривая Лоренца.
Четыре индивида (назовем их А, В, С и D) получают суммарный доход в 10000 руб. в месяц, который распределяется между ними в соответствии с данными табл. 1. Ясно, что такое распределение дохода не является равномерным. Подсчитав удельный вес дохода каждого индивида в общем доходе, мы можем сказать следующее: наименьшую долю дохода (10 %) получает А; А и В получают 10 плюс 15 равно 25 % дохода, или, иными словами, одна половина людей получает четвертую часть, а другая — три четверти общего дохода. А, B и С получают 10 плюс 15 плюс 30 равно 55 % дохода, т. е. на долю D приходится 45 % общего дохода. Полученные последовательным суммированием долей новые удельные веса и называются накопленными, или кумулятивными, частотами. Графически изобразить и измерить неравенство доходов можно с помощью кривой Лоренца. Для ее построения отложим по оси абсцисс последовательно просуммированные удельные веса индивидов в их общем числе, учитывая, что удельный вес каждого из них составляет одну четверть, или 25 %, а по оси ординат — кумулятивные доли доходов этих людей. Соединив все точки, получим кривую Лоренца.
Чтобы понять, каким образом эта кривая отражает неравенство доходов, попытаемся ответить на вопрос: какой бы вид имела кривая Лоренца в случае полного равенства доходов? Очевидно, что в такой ситуации каждый получал бы 2500 руб. дохода, т. е. ордината точки А переместилась бы в точку Е, точки B — в точку F и т. д., следовательно, мы получили бы прямую OD, составляющую с осями координат угол в 45 градусов. Таким образом, неравенство доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы 1-го координатного угла. Это отклонение можно измерить через отношение площади заштрихованной фигуры между кривой Лоренца и прямой OD к площади всего треугольника ODK. В результате получим показатель, который в литературе называется коэффициентом концентрации (или коэффициентом Джини (по имени итальянского статистика и экономиста К. Джини)):G равно площадь ODBCA делить на площадь ODK.
Попробуем рассчитать значение данного коэффициента для нашего примера. Площадь фигуры ODCBA можно с определенной степенью точности найти вычитанием из площади треугольника ODK суммы площадей треугольника OAL и трапеций ABML, BCNM и CDKN, основания которых численно равны накопленным частотам доходов, а высоты — соответствующим удельным весам индивидов. Таким образом, имеем: ODK равно 100.100 равно 5000, OAL равно 25.10 равно 125, ABML равно 25 равно 437.5, BCNM равно 25 равно 1000, CDKN равно 25 равно 1937.5. Просуммировав соответствующие площади, получим, что площадь фигуры ODCBA составит 5000 минус 3500 равно 1500, поэтому значение коэффициента концентрации для нашего примера будет равно: G равно 1500 делить на 5000 равно 0.3.
Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и, наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Самое краткое определение коэффициента Джини – коэффициент концентрации богатства. Чем он выше – тем выше и неравенство. Более полное определение – мера неравенства распределения доходов. Еще более полное определение – коэффициент девиации экономики от абсолютного равенства в распределении доходов.
Реальное распределение доходов. абсолютного равенства
Коэффициент выводится из кривой Лоренца и представляет собой отношение площади между этой кривой и линией абсолютного равенства к общей площади под линией абсолютного равенства. Линия абсолютного равенства – биссектриса между осями "доля домохозяйств" и "доля доходов". Коэффициент может быть рассчитан и по точной формуле.
Максимальное значение коэффициента равно единице и это – абсолютное неравенство. Минимальное равно нулю и это абсолютное равенство.
В силу социально-политической значимости получаемых на основе коэффициента оценок, он активно рассчитывается, дискутируется и используется для разного уровня выводов. Одна из наиболее активных сфер использования – сравнительный межстрановой и временной анализ. Например, коэффициент Джини для России в 1991 году был равен 0,24, в 2008 году 0,42. В так называемых "образцовых" европейских и особенно североевропейских странах он находится в диапазоне от 0,2 до 0,3.
Но вряд ли уместны прямые заключения из сравнения коэффициента по странам и по времени. У него есть ограничения, переходящие в недостатки, что объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, относительным характером этого показателя. Во-вторых, его диапазонной асимметричностью: одно распределение может быть более равным, чем другое в одном диапазоне, и менее равным в другом при одном том же значении коэффициента для обоих распределений. Поэтому прямые выводы из сравнения коэффициента в разных странах и во временной динамике могут привести к ошибочным оценкам.
Коэффициент назван в честь его автора – итальянца Коррадо Джини (Corradо Gini), преподавателя статистики, социологии и демографии в университете Рима. Коэффициент был предложен им в 1912 году, поэтому у коэффициента намечается знаменательная дата — 100 лет практического использования.
Проблема неравенства в распределении доходов
Неравенство в распределении доходов существует как в странах рыночной экономики, так и в нашей стране.
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности.
Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к внутренним свойствам труда и его качества у самого работника. Прежде всего к таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т. д.
Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основным является законодательное установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с прожиточным минимумом и, по крайней мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр величины минимальной оплаты труда сможет компенсировать рост цен. Государство в условиях рыночной экономики влияет на уровень жизни населения через оплату труда занятых в государственном секторе. Заработная плата работников здравоохранения и культуры, государственных служащих должна быть существенно увеличена, приведена в соответствие с квалификацией. Причём, в связи с дефицитом бюджета, это повышение следует рассматривать, как долговременную целенаправленную политику поддержания социальной сферы и систем управления.
Заработная плата работников здравоохранения и культуры, деньги в кошельке
Также следует не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку.
Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.
Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.
Любое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить доступность таких услуг в условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем россиянам минимальный стандарт жилищных условий. Только такие меры способны обеспечить необходимое качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных случаях.
Государственной поддержки требую также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные средства в бюджете. На такие регионы должны распространяться налоговые льготы, льготы по отчислению в федеральный бюджет.
Чрезмерно активное вмешательство государства в пере распределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Дифференциация клеток
Этот вопрос относится к числу наиболее сложных и в тоже время интересных как для цитологии, так и для биологии. Дифференцировка — это процесс возникновения и развития структурных и функциональных различий между первоначально однородными эмбриональными клетками, в результате которого образуются специализированные клетки, ткани и органы многоклеточного организма. Дифференцировка клеток является важнейшей составной частью процесса формирования многоклеточного организма. В общем случае дифференцировка необратима, т.е. высокодифференцированные клетки не могут превращаться в клетки другого типа. Это явление называется терминальной дифференцировкой и присуще преимущественно клеткам животных. В отличие от клеток животных, большинство клеток растений даже после дифференцировки способны переходить к делению и даже вступать на новый путь развития.
Такой процесс называется дедифференцировкой. Например, при надрезе стебля некоторые клетки в зоне разреза начинают делиться и закрывают рану, другие вообще могут подвергаться дедифференцировке. Так клетки коры могут превратиться в клетки ксилемы и восстановить непрерывность сосудов в области повреждения. В экспериментальных условиях при культивировании растительной ткани в соответствующей питательной среде клетки образуют каллус. Каллус – это масса относительно недифференцированных клеток, полученная из дифференцированных клеток растений. При соответствующих условиях из одиночных клеток каллуса можно вырастить новые растения. При дифференцировки не происходит потерь или перестройки ДНК. Об этом убедительно свидетельствуют результаты экспериментов по пересадке ядер из дифференцированных клеток в недифференцированные. Так ядро из дифференцированной клетки вводили в энуклеированную яйцеклетку лягушки. В результате из такой клетки развивался нормальный головастик. Дифференцировка в основном происходит в эмбриональный период, а также на первых стадиях постэмбрионального развития. Кроме того, дифференцировка имеет место в некоторых органах взрослого организма. Например, в кроветворных органах стволовые клетки дифференцируются в различные клетки крови, а в гонадах – первичные половые клетки – в гаметы.
Факторы и регуляция дифференциации
На первых этапах онтогенеза развитие организма происходит под контролем РНК и других компонентов, находящихся в цитоплазме яйцеклетки. Затем на развитие начинают оказывать влияние факторы дифференцировки.
Выделяют два основных фактора дифференцировки:
— различия цитоплазмы ранних эмбриональных клеток, обусловленные неоднородностью цитоплазмы яйца.
— специфические влияния соседних клеток (индукция).
Роль факторов дифференцировки заключается в избирательной активации или инактивации тех или иных генов в различных клетках. Активность определенных генов приводит к синтезу соответствующих белков, направляющих дифференциацию. Синтезируемые белки могут блокировать или, напротив, активировать транскрипцию. Первоначально активация или инактивация разных генов зависит от взаимодействия тотипотентных ядер клеток со своей специфической цитоплазмой. Возникновение локальных различий в свойствах цитоплазмы клеток называется ооплазматической сегрегацией. Причина этого явления заключается в том, что в процессе дробления яйцеклетки участки цитоплазмы, различающиеся по своим свойствам, попадают в разные бластомеры. Наряду с внутриклеточной регуляцией дифференцировки с определенного момента включается надклеточный уровень регуляции. К надклеточному уровню регуляции относится эмбриональная индукция.
Эмбриональная индукция – это взаимодействие между частями развивающегося организма, в процессе которого одна часть (индуктор) входит в контакт с другой частью (реагирующей системой) и определяет развитие последней. Причем установлено не только воздействие индуктора на реагирующую систему, но и влияние последней на дальнейшую дифференцировку индуктора.
Под действием какого-либо фактора сначала происходит детерминация.
Детерминацией, или латентной дифференцировкой, называют явление, когда внешние признаки дифференцировки еще не проявились, но дальнейшее развитие ткани уже происходит независимо от фактора, вызвавшего их. Клеточный материал считают детерминированным со стадии, на которой он впервые при пересадке в новое место развивается в орган, который из него образуется в норме.
Стволовая клетка и дифферон
К числу перспективных направлений биологии XXI века относится изучение стволовых клеток. Сегодня исследования стволовых клеток по значимости сопоставимо с исследованиями по клонированию организмов. По мнению ученых применение стволовых клеток в медицине позволит лечить многие "проблемные" заболевания человечества (бесплодие, многие формы рака, диабет, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и др.).
Стволовая клетка – это незрелая клетка, способная к самообновлению и развитию в специализированные клетки организма.
Стволовые клетки подразделяют на эмбриональные стволовые клетки (их выделяют из эмбрионов на стадии бластоцисты) и региональные стволовые клетки (их выделяют из органов взрослых особей или из органов эмбрионов более поздних стадий). Во взрослом организме стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и, в очень небольших количествах, во всех органах и тканях.
Свойства стволовых клеток. Стволовые клетки самоподдерживаются, т.е. после деления стволовой клетки одна клетка остается в стволовой линии, а вторая дифференцируются в специализированную. Такое деление называется несимметричным.
Функции стволовых клеток. Функция эмбриональных стволовых клеток заключается в передаче наследственной информации и образовании новых клеток. Основная задача региональных стволовых клеток — восстановление потерь специализированных клеток после естественной возрастной или физиологической гибели, а также в аварийных ситуациях.
Дифферон — это последовательный ряд клеток, образовавшийся из общего предшественника. Включает стволовые, полустволовые и зрелые клетки.
Например, стволовая клетка, нейробласт, нейрон или стволовая клетка, хондробласт, хондроцит и т. д.
Нейробласт — это малодифференцированная клетка нервной трубки, превращающаяся в дальнейшем в зрелый нейрон .
Нейрон — клетка, являющаяся структурной и функциональной единицей нервной системы.
Хондробласт — это малодифференцированная клетка хрящевой ткани, превращающаяся в хондроцит (зрелая клетка хрящевой ткани).
Дифференциация обучения
Многочисленные наблюдения и беседы с учителями и руководителями опорных, экспериментальных школ говорят об их весьма поверхностном представлении о сущности и формах дифференциации. Учителя постоянно говорят о важности учета в учебной работе индивидуальных различий учащихся и в то же время затрудняются определить, в чем же проявляются эти различия и какие именно индивидуальные особенности учащихся надо учитывать.
Индивидуальность в обучении
Давайте уточним понятия «дифференциация» и «индивидуализация». В практике они очень часто рассматриваются как тождественные, но это далеко не так. Дифференциация — организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимают учет личностных особенностей каждого ученика. В первом случае в расчет берутся групповые, во втором — индивидуальные особенности, и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации. Экспериментальные исследования, проведенные И. Калмыковой, подтвердили наличие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса. Так, на уроке по физике в шестом классе вводилось новое понятие «давление». Показывался способ нахождения его величины, определялась единица измерения. Затем учащимся давалась возможность решить то количество задач, которое было им необходимо для полного усвоения нового материала. Все учащиеся овладели этим понятием, но затратили на это различный объем времени. Одни усвоили материал после первого предъявления, вторым для этого потребовалось в среднем решить от 10 до 20 задач, а третьим — около сотни. Одним из требований к деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Можете себе представить, сколько уроков нужно еще дать учителю, чтобы учащиеся второй и особенно третьей группы усвоили новый материал? Он бы и рад позаниматься с ними, но подгоняемый программой, идет дальше, приступает к изучению новой темы.
Индивидуальные различия учащихся проявляются и в уровне работоспособности. По этому признаку школьников можно разделить на три группы: первая характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников примерно 36 %), вторая — средней (50-55 %), третья — низкой (8-17 %). Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в разряд неуспевающих, хотя в большинстве своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы. Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ученика к определенному типу нервной системы. Учащиеся со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется для этого гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются учащиеся с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых — наглядно-образное, а у третьих — словесно-логическое. В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.
Влияние типа мышления на прочность усвоения знаний было доказано в одном эксперименте. Учащимся математических и художественных школ предлагалось запомнить ряд цифр, написанных различными шрифтами и цветом. Спустя некоторое время их просили воспроизвести эти цифры. «Математики» воспроизвели сами цифры, в то время как их сверстники — «художники» обратили внимание на цвет и шрифт цифр. Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств, наглядности — схем, чертежей, картин, фрагментов из фильмов, листков с опорными сигналами. Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет особые требования к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы. Наконец, учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью. Думается, все сказанное достаточно убедительно говорит о широком разбросе индивидуальных различий учащихся. И здесь возникает очень сложная проблема, как обыкновенному учителю учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого.
Плюсы и минусы уровневой дифференциации
Традиционные программы, учебные планы, учебники и дидактические средства, требования, методы и формы, являясь одинаковыми для всех школьников, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей. Даже в сельских школах, где, казалось бы, есть идеальные возможности для этого, обучение все же строится с ориентацией на «среднего» ученика. А такая ориентация замедляет темп развития тех, кто пришел в школу значительно более развитым, чем их сверстники. Но в особенно тяжелые условия попадают школьники с замедленным темпом развития. Решить эту проблему можно за счет внешней, в частности, уровневой дифференциации. Сегодня во многих школах страны уже в первом классе учащихся распределяют по классам (потокам) возрастной нормы, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания, коррекции, выравнивания. Правда, такой подход, особенно ранняя дифференциация, вызывает немало нареканий.
Считают, что разделение на потоки вызывает снобизм у сильных учащихся и чувство неуверенности и собственной неполноценности у слабых. Жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующим длительным пребыванием в разных по содержанию и методам обучения классах, считает один из исследователей, имеет не только плюсы, но и существенные минусы. Насыщение уроков большим по объему и сложным учебным материалом, несомненно, способствует активизации и развитию одаренных учащихся, однако уход особо одаренных учащихся в элитарные школы и лицейские классы создает не лучшую атмосферу в обычных классах. Отсутствие в классе «звезд», т.е. творчески одаренных, лишает остальных учащихся тех «образцов», на кого следует равняться, да и учителю, как правило, становится неинтересно работать». По мнению И. С. Якиманской, на начальном этапе обучения целесообразно создать разнообразную образовательную среду, чтобы ребенок мог проявить свои способности, предпочтение во всех сферах деятельности. А затем уже (где-то в седьмых-восьмых классах), когда способности и интересы учащихся четко обозначатся, можно проводить уровневую или профильную дифференциацию. Что тут можно возразить?
Дело в том, что дети поступают в школу и начинают учиться, имея различную стартовую подготовку. А в условиях обучения в разнородной среде, то есть в классе, состоящем из сильных, средних и слабых учащихся, где учитель волей-неволей вынужден ориентироваться на «среднего» ученика, сдерживается развитие сильных и возникают непреодолимые подчас трудности для слабых. Наблюдения показывают, что ученики, не успевавшие в начальной школе, остаются такими и в течение всех школьных лет. Причина очевидна — они оказались «не в своей среде». Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Почти каждый ребенок идет в школу с большим желанием учиться, однако очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учеба превращается в тяжелую повинность. Причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом. Но проведение уровневой дифференциации уже в начальной школе должно быть обставлено одним непременным условием: потоки (группы) должны быть динамическими, то есть на определенном этапе обучения наиболее успевающие или, напротив, неуспевающие учащиеся должны своевременно переводиться в классы соответствующего уровня.
Психодиагностика в дифференциации
При проведении уровневой дифференциации, как и при создании школ-гимназий, колледжей, лицеев, очень остро встает вопрос об отборе учащихся. Проблему можно решить, только проводя комплексную диагностику, используя методики, дающие надежную информацию о психофизиологических особенностях учащихся. Обычно такой работой занимается школьный психолог, однако используемые им психодиагностические методы не совсем надежны. Фиксируя, как правило, наличный уровень общего развития, они не дают долгосрочного диагноза, позволяющего оказывать своевременную помощь ученику. Здесь нужно участие врача, логопеда, дефектолога. При неквалифицированной диагностике есть опасность, что ребенка, которого до школы натаскали родители (научили читать, писать, считать), направят в класс возрастной нормы или ускоренного обучения, а имеющего высокую обучаемость, но недостаточно подготовленного к школе, определят в класс компенсирующего обучения.
Известно много случаев, подтверждающих подобную ошибку. Но предположим, что после тщательной и безошибочной психодиагностики учащихся верно распределили по разноуровневым классам. Как быть с их дальнейшей судьбой? Есть ли надежный механизм, позволяющий отслеживать положительную динамику их развития, и по каким критериям они будут переводиться из класса одного уровня в другой? Ориентация только на результаты обучения (успеваемость), как уже давно доказали представители когнитивной психологии, не дает достаточных оснований для коррекционной работы. Да и кто будет заниматься ею? Традиционно диагностикой в школе занимается психолог. Но его помощь учителю носит эпизодический характер. Более того, любая диагностическая, коррекционная работа может быть эффективной, если она основана на ежедневных наблюдениях за учащимися. А изучать учащихся в повседневной деятельности может только учитель. Большинство из них, как известно, не владеет технологией диагностики. Педагоги больше доверяют своему опыту, интуиции, здравому смыслу, что явно недостаточно для эффективной работы в условиях разноуровневого обучения. Возникает важная задача: к традиционным функциям учителя — обучающей, организаторской, коммуникативной — добавить еще одну — психодиагностическую.
Создание новых типов учебных заведений, переход к уровневой и профильной дифференциации, признание приоритетности личностно-ориентированного образования и адаптивной школы — все это, безусловно, положительные моменты в жизни современной российской школы. Плохо только то, что на пути к адаптивной школе педагогические коллективы, научные учреждения, органы управления образованием, которые должны оказать школьному учителю реальную помощь, допускают очень серьезные промахи, приводящие к искажению самой идеи. Сошлюсь на мысль, высказанную известным педагогом Е. Ямбургом: «И коль скоро адаптивная школа ставит своей задачей работу со всеми детьми, то недостаточно определить ее только как разноуровневую и многопрофильную. Необходимо, не увлекаясь общими фразами о гуманизации, демократизации и духовности образования, определить конкретную педагогическую стратегию и производные ценностные ориентации адаптивной школы».*** Разработка такой стратегии и тактики и должна стать задачей нашей школы и психолого-педагогической науки.
Зарубежный опыт дифференциации обучения
Происходящее в настоящее время реформирование общеобразовательной школы предполагает в ближайшие годы переход на 12 летнее обучение с профильной ориентацией в старших классах. Для этого потребуется переподготовка учителей старшего звена, привлечение в школу преподавателей вузов, а также лиц, имеющих опыт работы в той или иной области хозяйствования. Необходимо и изменение подготовки выпускников педагогических вузов с учетом профориентационной направленности школ региона. Поскольку школа должна стать более прагматичной, идти по пути организации специализированных классов с тем или иным уклоном, как это было в советской школе, вряд ли представляется разумным. Школа должна предложить учащимся широкий спектр специальностей, востребованных на рынке труда. Возникает задача определения профпригодности ученика к выбору специальности. В связи с этим представляет интерес тот опыт по использованию дифференциации обучения, который накоплен за рубежом.
Во многих странах (США, Англия, Франция, Япония, Германия и др.) принцип дифференциации обучения положен в основу организации учебного процесса. В педагогической энциклопедии, изданной в 1981 году в ФРГ, говорится, что «понятие дифференциации охватывает все организационные и методические устремления, направленные на учет индивидуальных талантов, способностей и склонностей, интересов каждого учащегося или группы учащихся внутри одной школы или класса».
Уже во второй половине XIX века во Франции производилось деление лицеев с IV класса на секции словесности и точных наук. В Японии в 1899 г. было утверждено пять типов школ: технические, сельскохозяйственные, торговые, флотские, дополнительные. «Школьное обучение без дифференциации немыслимо. Даже учащиеся одного класса, объединенные по возрастному принципу, нуждаются в различных формах дифференциации, ибо они отличаются друг от друга социальным статусом, интеллектуальным развитием, мотивацией в учебе и успеваемости, темпом работы, владением технологией труда, способностями, интересом к определенным предметам или темам» – пишет Г. Гербер.
До 60х гг. ХХ века в зарубежной педагогике преобладала концепция жесткой генетической детерминированности интеллекта, в соответствии с которой способности наследуются человеком и заложены в нем, а роль среды в их формировании и развитии ничтожна. Эта теория выступала психологическим обоснованием дифференциации обучения.
До этого времени дифференцированное обучение начиналось после окончания элементарного цикла, т. е. учащиеся распределялись в возрасте 1112 лет между тремя типами учебных заведений:
— полная средняя школа, дававшая образование высокого уровня и готовившая своих выпускников к продолжению образования;
— средняя школа, в которой акцент быть перенесен с теоретических знаний на прикладные;
— учебные заведения, дававшие практическое образование и готовившие своих учеников к работе на производстве.
Ко второй половине ХХ века для системы среднего образования на Западе были характерны следующие признаки:
— отсутствие единства (неравноценность статусов, содержания, уровней образования, перспектив дальнейшего обучения и социального устройства);
— дуализм (наличие двух ведущих направлений в образовании – академического и практического);
— антидемократические принципы организации (отбор на ранней ступени обучения, жесткое распределение по типам и видам школ).
Реформа образования, проводившаяся в странах Запада в 60–70е годы, была призвана модернизировать школьную систему, обеспечить широким группам учащихся доступ к полноценным знаниям в объеме средней школы.
Борьба общественности за демократизацию образования, за равные права на получение образования привела к тому, что в западноевропейских странах были созданы учебные заведения, составляющие среднее звено между начальным обучением и старшими классами средней школы. В них дети учатся с 11–12летнего возраста до 15–16 лет.
Результатами образовательной реформы в странах Западной Европы, в Японии стали объединенные школы, созданные по типу американской всеохватывающей средней школы с дифференциацией учеников на академический, профессиональный и общий потоки.
В объединенных школах Европы широко осуществляется профильная дифференциация, особенно на старшей ступени обучения. Например, в Англии у каждого учащегося «IV двухгодичного класса» есть определенный учебный план, куда входят предметы специализации гуманитарного, естественнонаучного и смешаного направлений.
В гимназиях Швеции специализация обучения достигается как за счет различия в уровне подготовки по традиционным школьным дисциплинам, так и путем включения в учебный план специальных профилирующих предметов.
В ФРГ перечень основных гимназических профилей существенно пополнился. Кроме специализаций по древним языкам, новым языкам и естественнонаучной появились технические, музыкальные, сельскохозяйственные, коммунальные, экономические и др. В школьном образовании ФРГ выделяются следующие виды дифференциации:
— внутренняя дифференциация — это методическая организация процесса обучения внутри курсовой системы, т. е. речь идет о дифференцированной постановке задач обучения, выборе методов, средств, форм педагогической помощи учителя;
— дидактическая дифференциация — это виды формальной организации учащихся для выполнения определенной учебной задачи: индивидуальный, партнерский, групповой, смешанный способы;
— вертикальная дифференциация — это распределение по курсам учащихся с различным уровнем успеваемости по таким предметам, как математика, родной и иностранный языки;
— горизонтальная дифференциация — это распределение учащихся по принципу одинаковой успеваемости по всем учебным предметам.
В школах США дифференциация проявляется в форме деления учеников на потоки. Обычно их три: академический, общий и профессиональный. Потоки обозначены в порядке убывания теоретической фундаментальной наполненности и возрастания доли практических прикладных знаний.
В статье Рональда де Гроота приводится анализ дифференциации в образовании и описание ее реализации в различных моделях школы.
1. Модель потоков – в параллели классов выделяются различные потоки, например, продвинутый, средний, низкий. Распределение учеников по ним проходит в соответствии с общим уровнем интеллектуальных способностей детей. Нормы отбора жестко определены, возможности перехода из одного потока в другой ограничены. Можно говорить об однородных классах, в которых ученики обучаются коллективно и одинаково по всем предметам.
2. Модель гибкого состава класса характеризуется тем, что по ряду предметов ученики занимаются в разнородных группах (например, изучают общественные науки), по другим (ключевым) предметам – в однородных. Отнесение ученика к группе определенного уровня основывается на результатах тестов по данной учебной дисциплине. Переход низкого на высокий уровень также достаточно сложен.
3. Модель разнородных классов – при использовании этой модели ученик по всем предметам учится в одном и том же разнородном классе. По некоторым предметам (основным) материал сгруппирован в разделы, на изучение каждого из которых отводится определенное количество времени. По окончании изучения раздела проводятся диагностические тесты, чтобы определить уровень усвоения основного материала. На основе результатов тестирования одним ученикам предлагаются коррекционные задания и материалы, другим – дополнительный материал.
4. Интегративная модель. В этой модели также создаются разнородные группы, перегруппировка учеников происходит очень редко. Основное внимание уделяется развитию индивидуальности, самостоятельности в обучении. Учебные программы и учебная деятельность существенно отличается от стандартных. Значительное место отводится развитию когнитивных, эмоциональных, нормативных и экспрессивных навыков. Например, ученики должны научиться решать проблемы, часто довольно сложные, чтобы в процессе поиска и решения научиться применять теоретические знания.
Как видно из приведенного краткого обзора, все модели дифференциации обучения так или иначе связаны с личностными интересами учащихся и их родителей. И в этом заложены возможные конфликтные ситуации, когда школа не в состоянии предоставить учащимся профиль соответствующий их устремлениям. Это возможно по причине перегруженности классов, отсутствия необходимых учительских кадров и т. д. В этом случае компенсирующим звеном может стать широкое использование информационных (компьютерных) технологий во всех профильных классах, независимо от их направленности, будь то конструирование одежды, управление технологическим процессом, профессия секретаряреферента, экономика и т. д. Принципы использования информационных технологий не зависят от сферы применения, и в случае необходимости выпускник школы легко может перепрофилироваться на любую нравящуюся ему специальность.
Дифференциация трудовой деятельности
Дифференциация трудовой деятельности — это мера разнообразия деятельности хозяйствующего субъекта в рамках системы разделения труда. Уровень дифференциации нагляднее всего обнаруживает уровень развития национальной экономики. Дифференциация труда проявляется в многообразии выпускаемой продукции и используемой технологии (номенклатуры оборудования, квалификационных специальностей рабочей силы и т.д.).
Так фирма считается дифференцированной в случае если она распределяет ресурсы и инвестиции между несколькими видами деятельности по выпуску или по используемой технологии. Например, высокодифференцированная компания ОАО АФК «Система» инвестирует ресурсы в девять самостоятельных направлений бизнеса: телекоммуникация, микроэлектроника, нефтедобыча, нефтепереработка, туризм, недвижимость, торговля, финансы, пищевая промышленность.
Следует отличать стратегию фирмы по дифференциации деятельности от стратегии диверсификации деятельности.
Часто в качестве синонима термина дифференциация деятельности используется термин несвязанная диверсификация, для того чтобы подчеркнуть, что новая область деятельности, не имеет очевидных связей с технологией основного бизнеса компании.
Термин конгломератная диверсификация (conglomerate diversification), который также является синонимом термина дифференциация, применяется в отношении объединений предприятий, первоначально независимых, принадлежащие к различным отраслям экономики и не связанные прямой производственной кооперацией.
Социальная дифференциация населения
О социально-экономической дифференциации населения по уровню материального благосостояния пишут многие исследователи. В Российской Федерации в целом и в её регионах наблюдается чрезвычайно высокая степень расслоения населения по уровню дохода, которая с каждым годом увеличивается. Наибольшие различия наблюдаются в среднедушевых денежных доходах. Так, если в Москве среднемесячный доход на 1 жителя составляет почти 30 тысяч рублей, то в республике Ингушетия – лишь 3 тыс. руб. Высокий уровень доходов москвичей обуславливает и самую высокую степень дифференциации: среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных жителей более чем в 41 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных москвичей. Во Владимирской области тот же показатель составляет 8,1 раза. Вологодская область по этим показателям занимает среднюю позицию как среди регионов страны, так и среди областей и республик СЗФО.
В отличие от мегаполисов в типичных субъектах Российской Федерации представление о социально-экономической дифференциации населения будет неполным без рассмотрения аспектов неравенства, обусловленных неоднородностью социально-экономических условий в территориальном разрезе. Глубокие социальные различия наблюдаются в материальном благосостоянии городского и сельского населения, т.е. имеет место так называемая поселенческая дифференциация населения.
Исследование поселенческой дифференциации в Вологодской области базировалось на результатах социологического опроса населения, проводимого Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН в 2007 г. 2[В социально-экономических опросах ВНКЦ ЦЭМИ РАН участвуют 1500 жителей Вологодской области, проживающих в городах Вологда и Череповец, а также Бабаевском, Вожегодском, Великоустюгском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском, Шекснинском районах. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением пропорций между городским и сельским населением, между жителями населенных пунктов различных видов, половозрастной структуры взрослого населения. При этом применялась классификация поселений области, включающая три группы:
— крупные города-Череповец и Вологда;
— малые города (районные центры);
Источник: