Метод 5 пальцев. Останавливаем прожигание жизни!

Содержание

Метод 5 пальцев. Останавливаем прожигание жизни!

Реферат

Time — management.by

Недавно в одной статье наткнулся на метод «Пяти пальцев» Лотара Зайверта (его еще называют пятипальцевым методом итогового контроля). Так как я люблю изучать новые приемы и направления тайм-менеджмента, то данный метод привлек мое внимание. Я решил его попробовать.

Первые же два применения пятипальцевого метода заставили меня пересмотреть подход к задачам и начать выполнять их по-другому. В этой статья я разберу метод «Пяти пальцев» подробнее.

А для чего рука? можно же обойтись и без 5 пальцев?

Пальцы в данном случае являются вспомогательным элементом (смотря на пальцы легче вспоминать вопросы). Со временем у вас в голове выработается связь(якорь): Смотрите на руку и сразу начинаете задавать себе вопросы. Если вы не знаете, что такое «якорь», то прочитайте статью «Якоря в тайм-менеджменте»

Метод пятипальцевого контроля (метод «Пяти пальцев» Лотара Зайверта) является хорошим инструментом для анализа тех задач, которые вы выполняете. Обязательно используйте его.

Б (безымянный) — близость к цели.

Что я сегодня сделал и чего достиг?

Б (безымянный): близкие

Задайте себе такие вопросы. Что полезного я сделал для своих родных? Поиграл ли с детьми? Пообщался ли со второй половинкой? Успокоил ли родителей? Кого чем порадовал? Кого чему научил? У кого чего научился сам?

Обязательно ежедневно делайте хотя бы одну приятную вещь для своих родных: чтобы потом не было мучительно больно, что не успели.

Б (большой): бодрость

Каким было мое физическое самочувствие сегодня? Что я сделал полезного для собственного здоровья? Проснулся ли в адекватное время? Долго ли валялся или сразу поднялся? Сделали ли зарядку, принял ли душ? Слишком ли много трудился? Забыл пообедать? Клевал носом после полудня? Дышал ли свежим воздухом?

Важное дополнение

Описанный метод пяти пальцев служит своего рода лакмусом, с помощью которого можно нащупать свои слабые стороны, определить, что еще предстоит проработать, чего достичь в своем саморазвитии. А лучший инструментарий для этого дают курсы Викиум. Так, «Детоксикация мозга» поможет разобраться в собственных эмоциях и управлять ими, лучше спать и снизить уровень стресса.

Идеальный участник

Итак, у нас уже есть цель нашего проекта — сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос — какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести?

На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”. “Идеальный участник” — это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести.

Вот так это может выглядеть:

  1. Участник знает, в каком году произошло Бородинское сражение.
  2. Участник вступил в группу “История Европы” в социальной сети “Вконтакте”.
  3. Участник включает телевизор громче, когда в новостях слышит о новых открытиях в области нано-технологий.
  4. Участник начал читать книгу “Методичка вожатых”.
  5. Участник может различать субкультуры “хиппи” и “эмо”.
  6. Участник добавил в свой плейлист музыку, которую слышал на вашем проекте.
  7. Участник знает принципы вашей организации и считает себя её частью.

Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?”

К (кулак): концентрация

Сожмите все пальцы в кулак и спросите себя: какие были цели у моего дня? Как я себя к ним приблизил? Чем именно?

Проанализировав вот так главные векторы дня, вы создадите основу для гармоничного вхождения в прекрасное завтра!

Как использовать метод «5 пальцев».

Логично, что постоянно вы его использовать не будете. Через день вам надоест после каждой задачи задавать себе эти 5 вопросов.

В связи с этим есть 2 рекомендации по использованию этого метода.

  • Использовать его в конце дня. Как способ подвести итоги за день. В этом случае в вопросах слово «задача» вы заменяете словом «прошедший день».
  • Установите для себя промежуток времени, например неделя. В течении этого промежутка вам необходимо минимум 5 раз в день использовать метод на себе. После того, как неделя пройдет, либо установите новый промежуток, либо сделайте перерыв.

М (мизинец) — мысли, знания, информация.

Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

М (мизинец): мыслю, следовательно, существую

Какие знания я получил сегодня, какой опыт мне подарил этот день? До чего догадался сами, а что полезного и ценного услышал от окружающих? Где я это могу применять с пользой?

Какие ошибки я сегодня допустил? Как их проанализировал? Какие выводы сделал? Как это могу использовать далее?

Обязательно вычлените минимум три полезные, интересные мысли или находки. Можно больше.

Метод пяти пальцев

Метод «пяти пальцев», предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.
Метод пяти пальцев

Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.

М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?

Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?

Этот полезный метод дает возможность быстро проанализировать как прошел день и что еще благоприятного можно сделать для себя.

Возможно Вам будут интересны и другие упражнения для саморазвития,

подписаться и быть в курсе можно здесь …

Оцените ваш уровень тайм-менеджмента и получите рекомендации к действию.

Тест по тайм-менеджменту.

Принятие и непринятие общей цели

Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?

Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.

Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель. При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель.

В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.

Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.

  1. Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
  2. Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
  3. Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
  4. Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора — отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.

Процесс

После этого гораздо проще становится определение тем, которые мы хотим поднять. Мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, уже практически определены — мы их берем из пунктов описания идеального участника.

Такой набор тем, который мы хотим поднять во время нашего проекта, мы назвали процессом.

На формальном языке грантов и отчетов это часто называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один — мы планируем этапы, выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым мы решим проблему, выполним цели нашего проекта и это приведет нас к идеальному участнику.

Вот какие темы могут быть подняты, исходя из описанного выше идеального участника. В скобках в данном примере указаны интересные идеи, которые возникли у нас при написании этих тем. Хотя мы сейчас и не фокусируемся на этом, такие идеи часто появляются именно на этом этапе и они могут оказаться хорошими находками вашего проекта. Их можно будет использовать при выборе инструментов, то есть на следующем этапе нашей схемы.

Итак, мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, и действия, которые мы хотим осуществить, уже практически определены — мы формируем их, исходя из пунктов описания идеального участника.

Такой набор тем и действий внутри нашего проекта мы назвали процессом. На формальном языке грантов и отчетов именно это называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один — мы планируем этапы нашего проекта. Выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым решим проблему, то есть выполним цели нашего проекта, и наш участник станет «идеальным».

Вот какие темы могут быть подняты, исходя из идеального участника, которого мы описали в предыдущей главе. В скобках в данном примере указаны интересные идеи, которые возникли у нас при написании этих тем. Хотя мы сейчас и не фокусируемся на этом, такие идеи часто появляются именно на этом этапе, и они могут оказаться хорошими находками вашего проекта.

Следует также отметить, что целей у проекта может быть несколько. В этом случае для того, чтобы написать общий процесс для проекта с несколькими целями, нужно либо описать столько идеальных участников и списков тем, сколько существует целей, либо стараться учесть все цели при описании одного идеального участника.

С (средний палец) — состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

С (средний): состояние души

Спросите себя вот о чем. Какое у меня в течение дня было настроение? Как оно менялось? От чего это зависело? Хорош ли мир? Или прекрасен? Как его таким сделать?

Если в перечислении эмоций всплывут такие, как «ничего особенного», «так себе», «все достало», «плохо», «все надоело», то это тревожные звоночки! Назавтра поставьте себе цель быть повнимательнее к своему внутреннему, душевному состоянию: например, каждые полчаса отмечать для себя свое настроение — например, смайликами в блокноте.

Схема

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.(Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)

«С чего начать и как писать проект?» — сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, — если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как.

Так и с нашими проектами — хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса.

Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы — мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.

Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.

У (указательный) — услуга, помощь, сотрудничество.

Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?

У (указательный): услуги

Рефлексия должна выглядеть примерно так. Кому и чем я сегодня был полезен? Кого за что поблагодарил? Оказывая услуги другим, мы не только можем рассчитывать на взаимность в будущем, но и формируем положительное отношение людей к себе и свое — к людям.

Я нахожусь в потоке

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы рискуете свалиться в объятия серости и рутины. Каждый раз, когда нужно сохранить высокую активность и бодрость при выполнении длительного дела. Каждый раз, когда процесс движения к цели важней, чем сам конечный результат. Или просто тогда, когда вам хочется чувствовать ЖИЗНЬ!

Память тела запускаем безымянным пальцем. Пусть он самый безымянный. Но именно на нем мы носим обручальные кольца. Чтобы затем жить в потоке вместе с близким человеком ОЧЕНЬ ДОЛГО.

Я получаю наслаждения

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы начинаете любое несерьезное дело. Будь-то просмотр ютуб, телевизора или чтение газет. Принятие душа, солнечной ванны и завтрака. Будь-то прогулка, разговор по душам или вдыхание аромата цветов. То есть в случае любого повседневного кайфа.

Я принимаю решение

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы ставите перед собой цели, выбираете между двух зол, собираетесь рискнуть или берете ответственность на себя. Пусть ваша память запоминает эти моменты, ведь они потенциально классно могут способствовать росту вашей самооценки, уменьшению тревожности и удержанию границ с окружающими людьми.

Я развиваю себя

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы что-либо изучаете, познаете и совершенствуете. Ведь без этого аспекта вашей жизни все остальные не помогут вам избежать ощущения деградации.

Что до языка жестов. Пусть этому действию достался мизинец. А, что , тоже палец. Пусть он напоминает о том, что вам всегда есть куда расти:).

PS: Еще раз. Вам нужны все пальцы. Если вы будете только на одном пальце, ваша жизнь станет однобокой очень быстро. Цените жизнь во всех ее проявлениях! Живите! Хорошего вам настроения!

Я создаю

Говорите об этом каждый раз, когда вы приступаете к любым творческим делам. Тут стоит уточнить, что творческое дело – это то дело, которое направлено на появление некоего уникального результата (хотя масштаб этого дела совершенно не важен).

Я создаю порядок. Например, когда вы делаете уборку, сверяетесь со своими планами или занимаетесь воспитанием ребенка.

Я создаю результат. Когда вы сводите дебет с кредитом, рисуете план моста или ищите поставщиков.

Я создаю успех. Когда вы преодолеваете любую сложность на своем пути.

Я создаю возможности. Когда вы своим текущим поведением закладываете успех в будущем.

Я создаю отношения. Когда вы проводите переговоры, консультируете кого-либо или знакомитесь с кем-то.

Память тела удобно запускать вот этим жестом:

Метод пяти пальцев — техника рефлексии для подведения итогов дня и разбора выполненных задач. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Анастасия Азманова
Метод пяти пальцев — техника рефлексии для подведения итогов дня и разбора выполненных задач

Метод пяти пальцев — это техника рефлексии (т. е. самоанализа, предназначенная для подведения итогов дня и разбора выполненных задач . Она помогает быстро обобщить полученный опыт, выявить свои сильные и слабые стороны, своевременно найти и исправить допущенные ошибки.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой метод , как он работает и как его применять в повседневной жизни.

В чем суть метода

Подведение итогов дня

Этап 1. Мизинец (М — мысли)

Этап 2. Безымянный палец (Б — близость целей)

Этап 3. Средний палец (С — состояние)

Этап 4. Указательный палец (У — услуги)

Этап 5. Большой палец (Б — Бодрость)

Анализ выполненной задачи

В чем суть метода .

Рефлексия по методу пяти пальцев состоит из пяти этапов ,направленных на разные сферы человеческой жизни:

Взаимодействие с другими людьми;

Здоровье и самочувствие.

Суть метода в том , чтоб оценить, как прошедший день или завершенная задача повлияли на каждую из этих сфер. Чтобы легче было запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника : каждый этап соответствует своему пальцу на руке .Вот как это выглядит:

Метод 5 пальцев ( мнемотехника )

Метод пяти пальцев был предложен немецким специалистом по тайм-менеджменту Лотаром Зайвертом. По его первоначальному замыслу эта технология предназначалась для быстрого подведения итогов дня . Она задумана так,чтобы ею легко можно было воспользоваться в любую свободную минуту: в общественном транспорте, за рулем автомобиля или во время ожидания в очередях.

Но вскоре стало понятно, что метод , предложенный Л. Зайвертом, может иметь более широкое применение.Например:

Подведение итогов недели , месяца, года (а не только дня) .

Разбор завершенных задач и проектов .

Оценка произошедших событий.

Кроме того, его можно использовать не только для быстрого анализа в уме, но и для вдумчивого « разбора полетов » с бумагой и карандашом.

Давайте теперь посмотрим, как использовать метод пяти пальцев на практике .

Подведение итогов дня

Чтобы проанализировать прошедший день, посмотрите на пальцы правой руки и вспомните сегодняшние события начиная с самого утра. Насколько подробным должен быть анализ, вы решаете сами.

Обратите внимание: все описанные ниже упражнения можно выполнять мысленно (для этого они и задуманы) . Но если какие-то результаты показались вам особенно важными, постарайтесь их сразу куда-нибудь записать, чтобы в свободное время как следует обдумать.

Этап 1. Мизинец (М — мысли)

Цель этого этапа — обобщить полученный за день опыт.Вспомните: какие интересные идеи вас сегодня посетили? Чему вы сегодня научились, какие приобрели знания и навыки? Как ошибки допустили и почему?

Этот этап помогает извлекать уроки из каждого дня и очень способствует саморазвитию.Полученным опытом можно распорядиться по-разному: сформулировать для себя какое-нибудь жизненное правило, добавить в органайзер новую регулярную задачу или новый пункт в свой рабочий чек-лист.

Этап 2. Безымянный палец (Б — близость целей)

Безымянный палец поможет оценить, насколько полезным и продуктивным был прошедший день.Вспомните: что вам удалось сегодня сделать для достижения своих целей? Как этот день повлиял на ваши сферы жизни? Соответствовал ли он вашей личной миссии?

Этот этап анализа помогает понять, действительно ли мы делали сегодня что-то важное, или просто пассивно плыли по течению. Если по безымянному пальцу нечего или почти нечего сказать, следует пересмотреть свою систему планирования.

Этап 3. Средний палец (С — состояние)

Этот этап помогает вспомнить о пережитых за день эмоциях. Какое настроение у вас сегодня преобладало? Что вызывало радость и повышало мотивацию? Из-за чего вы огорчались и теряли энтузиазм? Какие сегодняшние занятия были интересными, а какие — скучными?

Эмоции — это еще один важный индикатор нашей жизни. Если у нас преобладают позитивные эмоции, то мы, скорее всего, выбрали правильный курс. Если же у нас слишком часто появляются поводы для огорчений, то в этой жизни определенно нужно что-то менять.

Также мы можем рассмотреть каждую эмоцию по отдельности. Почему она возникла? Были ли для ее появления объективные причины, или же все дело в нашем отношении к событию? Если эмоция положительная, как испытывать ее чаще? А если отрицательная, как избегать ситуаций, в которых она возникает?

Этап 4. Указательный палец (У — услуги)

Этот этап посвящен отношениям с окружающими.Вспомните: с кем сегодня удалось, а с кем не удалось найти общий язык? Кому вы сегодня помогли, а кто помог вам? С кем возникали конфликты и почему? С какими новыми людьми вы познакомились?

Отношения с другими людьми — это очень важная сторона нашей жизни. Хотим мы того или нет, но наши результаты часто зависят от умения вести переговоры и находить общий язык с окружающими. Используйте наблюдения, полученные на этом этапе, для улучшения коммуникативных навыков.

Этап 5. Большой палец (Б — Бодрость)

Большой палец позволяет оценить физическое состояние и расход энергии.Вспомните: как вы сегодня себя чувствовали? На какие дела у вас ушло много энергии? Что помогало восстановиться и отдохнуть? Что удалось сделать для укрепления здоровья и улучшения самочувствия?

Физическое самочувствие влияет на все остальные сферы нашей жизни. От него зависят настроение, продуктивность, мотивация, способность ясно мыслить и многое другое. Чтобы избежать проблем, важно постоянно отслеживать состояние своего здоровья и вовремя реагировать на любые отклонения от нормы.

При необходимости корректируйте свою жизнь с учетом новой информации. Например, если вы заметили, что после обеда вас клонит в сон, старайтесь не планировать на это время важных и ответственных задач .

Итак, мы рассмотрели подведение итогов дня по методу пяти пальцев . Аналогичным образом можно подвести итоги недели , месяца, года и любого другого промежутка времени. Вся разница будет заключаться лишь в масштабе рассматриваемых событий.

Анализ выполненной задачи

Для анализа завершенных проектов и задач используется фактически тот же алгоритм, что и для подведения итогов дня .

1. Мизинец (мысли) . Обобщите полученный опыт. Чему вы научились после выполнения задачи ? Какие новые приемы использовали? Какие у вас появились идеи?

Метод пяти пальцев — это мощный инструмент саморазвития и самоанализа. Он помогает извлечь максимум жизненного опыта из каждого прожитого дня и каждой выполненной задачи , помогает получить множество идей, инсайтов и полезных наблюдений.

В то же время этот метод рефлексии является очень простым и доступным. Его легко выполнить во время короткого перерыва в работе, в автомобильной пробке, в очереди и в любую другую свободную минуту.

Естественно,при желании вы можете сделать анализ более подробным: дать развернутые ответы по каждому пункту, записать результаты и составить на их основе программу действий. Используйте метод пяти пальцев так , как вам удобно.


Источник: referat-zona.ru