Справочник Бухгалтера

Содержание

Количество слов-варваризмов (заимствованных у других народов) в русском языке постоянно увеличивается. Давайте сегодня поговорим о том, что такое преференция.

Происхождение слова

Слово преференция, в английском preference, начало широко применяться с конца XIX века, времени расцвета колониальной политики крупнейших стран-метрополий. В основе этих заимствований лежит латинское praefero (предпочитать). Стало быть, преференция – это предпочтение. Что ж, звучит красиво. Только не всегда уместно.

Поэтому в той или иной сфере деятельности рассматриваемое понятие имеет свои смысловые оттенки. Исследуемое слово чаще всего используется в международных торговых, финансовых и таможенных отношениях. Как почти у всех заимствованных слов, у преференции много близнецов.

Благоприятствование, льгота, привилегия, приоритет, преемство и иммунитет – все это синонимы, или слова, имеющие похожее лексическое значение.

При таком количестве толкований совсем не удивительна масштабность применения упомянутого слова. Оно широко используется в политической, экономической, юридической, социальной, финансовой, но особенно — в таможенной терминологии. Существуют преференциальные акции, долги, тарифы, режимы, пошлины, разницы.

Есть преференциальное ание, лицензирование и преференциальные торговые договоры. То есть преференция — это акцент, она подчеркивает первоочередность чего-либо, или большую значимость чего-то. Так, долги, отнесенные к преференциальным задолженностям, нуждаются в немедленном погашении.

То есть это прилагательное подчеркивает первоочередность следующего за ним существительного.

Чаще всего преференцию рассматривают как необходимую составляющую таможенно-тарифной политики. До Первой мировой войны эта политика применялась странами-метрополиями в отношении своих колоний с целью ограбления последних.

Для недопущения на внутренний рынок третьих стран, что могло позволять державам-сателлитам или колониям продавать свои сырье и товары по более выгодным ценам. Другими словами, преференция — это не только льготы и предпочтения, но и сдерживающая узда, обеспечивающая диктат со стороны крупных мировых держав.

На тот момент это были Англия, Франция, Германия и Бельгия, страны, имеющие большое количество колоний.

В наше время, при существовании большого количества экономических содружеств, представить себе перемещение товаров без системы льгот или таможенных скидок просто невозможно.

Все эти действия по созданию выгодных условий с целью дальнейшего развития государств носят название предоставление преференций.

Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, очень хорошо демонстрирует выгоду от применения льготных пошлин и тарифов.

Международные льготы и предпочтения

На международном уровне можно отметить Всеобщую систему преференций, созданную в 1971 году с целью создания льготных условий для товаров, производимых в развивающихся странах и продаваемых в экономически развитых государствах.

Что, в конечном итоге, должно способствовать развитию производства и росту экономики стран, которым оказывается помощь. Это в идеале. Так, льготные условия были созданы для Болгарии, Венгрии, Чехословакии, стран, вышедших из Варшавского договора.

И тут преференции экономические начинают приобретать политический оттенок. На международном уровне это случается очень часто. Поэтому иногда преференция – это система льгот, выдаваемых на жестких условиях и предоставление которых строго оговорено.

Можно к более лояльно настроенным странам применить режим наибольшего благоприятствования, а можно и наименьшего. Разрыв между этими ставками называется преференциальной разницей.

Но термин преференция, как уже отмечалось, применятся во множестве отраслей, в том числе и в строительстве. Кто может утверждать, что возведение олимпийских объектов не носило преференциальный характер во всех отношениях? Или перевооружение армии, или развитие Дальнего востока, или совершенствование системы образования.

Структурная составляющая преференциальной политики

Преференциальная политика может быть государственной, региональной, муниципальной. Но она всегда адресная. В качестве примера рассмотрим преференции в 2013 году: Минэнергоразвития предложил установить 15 % скидку для производителей фармакологической продукции.

В этом же году два министерства — Минтруда и Минобразования – предложили программу Преференции молодым мамам. Женщинам возрастом до 23 лет, которые имеют одного или нескольких детей, давалась возможность (и создавались условия учебы или переквалификации на специальных курсах). На кону демографическая программа государства.

Женщинам надо дать уверенность в адаптации к новым условиям, в которые они окунутся после выхода из декретного отпуска. Средний показатель о возрасте женщин, решивших родить первого ребенка, отодвинулся до 25 лет. А это говорит о том, что представительницы слабого пола рассчитывают только на свои силы.

Специалисты утверждают — нужно учитывать все тонкости вопроса, и кроме материнского капитала и других выплат, которые предоставляет государство, необходимо создать все условия для того, чтобы женщины поверили в свою защищенность.

Смысл и назначение Общей системы тарифных преференций

Из международных преференций в 2013 году еще действовали льготные режимы для российских товаров, ввозимых в страны Европейского содружества. В 2014-м эта преференция будет отменена. На территории Европейского союза, созданного в 1993 году, действует Общая система тарифных преференций (ОСП), разработанная в 1964 г.

и одобренная на 2-й Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1968 году. Эта система предполагает обязательное предоставление всеми промышленно развитыми государствами тарифных преференций развивающимся странам в виде односторонней уступки.

На протяжении всех этих лет основные постулаты ОСП существенно не изменялись. Постоянно менялись только страны, которым предоставлялись преференции, или страны-бенефициары, менялся также объем предоставляемых льгот, упрощался режим.

Сами развивающиеся государства подверглись дифференциации, с целью выявления наиболее слаборазвитых стран. Учитываются и экологические угрозы.

Что такое преференции в экономике и финансовой сфере — Деньги и финансы простым языком

Термин преференция пришел к нам из латинского языка. Praeferentia обозначает предпочтение. Преференция – это определенная льгота, предоставляемая государством компаниям и организациям для осуществления ими коммерческой деятельности.

Преференции могут иметь разный вид:

  • выгодных кредитов;
  • освобождения от платежей;
  • скидок с таможенных пошлин;
  • снижения налогов.

Преференции предназначаются для определенной компании (группы компаний), а значит, имеют адресный характер.

Государства могут как обмениваться преференциями, так и предоставлять их другим государствам в одностороннем порядке. Основными видами таких льгот являются визовые режимы и различные режимы валютного регулирования.

Преференции могут предоставляться, как целевая налоговая льгота, инвестиционный налоговый кредит. Цель предоставления преференции – финансирование затрат (инновационных, инвестиционных). Налоговые кредиты оформляются специальным договором между организацией и налоговым органом.

Одна из целей преференций – развитие малого предпринимательства. Небольшие и средние частные предприятия являются двигателем экономики всех развитых стран.

Преференции могут использоваться и для защиты национального рынка от засилья иностранных товаров.

Государство предоставляет налоговые и прочие льготы отечественному производителю, и он автоматически оказывается в более выгодном положении, чем зарубежные коллеги. В этом смысле преференции являются частью государственного регулирования экономики.

Преференции: определение в юридической энциклопедии и словаре Ушакова

В Российской юридической энциклопедии дается несколько другое определение.

Преференциями называются льготы, которые предоставляются при обложении таможенными пошлинами товаров одной из стран.

В России такие льготы предоставляются компаниям, которые ввозят товары из развивающихся стран. Толковый словарь Ушакова предлагает нам более общее определение. Преференция – это предпочтение, при котором кому-нибудь предоставляются специальные условия использования чего-нибудь. Так что третье определение включает в себя первые два.

Преференции функционируют на всех уровнях общества, влияют на социально-экономические отношения и финансируются государством. Льготы – это часть экономической и социальной практики, действенный инструмент решения злободневных проблем.

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо.

В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом.

Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы.

К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера.

Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества.

Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на бонус, необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.

Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития.

Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

Что такое преференция

В целом, слово преференция имеет узкоспециальное значение и редко употребляется в повседневной жизни. Однако его можно встретить в новостях, инструкциях, статьях в серьезных политических и экономических изданиях, а также в зарубежной прессе.

Поскольку этот термин пришел нам из английского языка, то у себя на родине он означает примерно то же самое, что и в России. Зная, что такое преференция по-русски, вы приблизитесь к пониманию английской речи, даже если в школе у вас по этому языку была слабая троечка.

Значение слова преференция

Чтобы понять, что означает преференция, надо обратиться к его корням и истории возникновения. Сам этот термин — производное от латинского слова praeferentia, которое означало предпочтение.

Когда Древний Рим стал настолько велик, что в нем можно угадать прообраз современной глобализации, в высших кругах, приближенных к власти, появилось стремление законодательно закрепить за собой ряд преимуществ.

Однако такие преференции привели бы к установлению монархии, тогда как Рим претендовал на звание республики. В те времена это слово не использовалось в современном политико-экономическом ключе, а было одним из вполне рядовых речевых оборотов.

В современном мире преференция означает льготу, преимущество, которое государство предоставляет предприятиям или организациям для поддержания их деятельности в той или иной отрасли, а также иным государствам, получающим некоторые бонусы по сравнению со всеми остальными.

Преференция может иметь вид уменьшения или полного освобождения от уплаты налогов, предоставления скидок с таможенных платежей или предоставления кредитов по минимальным процентам.

В настоящий момент все преференции — область деятельности государства. Они отличаются от других льгот своим строго адресным характером. Между государствами преференции выделяются как на взаимовыгодных условиях, так и в односторонней форме. Это могут быть визовые послабления, валютное регулирование или иные финансовые операции.

Внутри государства преференции могут принимать вид инвестиционных кредитов, налоговых каникул, целевых налоговых льгот и других акций. Даже если кредит выдается в рамках преференции, возвращать его все же необходимо. В Европе широко распространен дифференцированный налог на прибыль, который может снижаться в той отрасли экономики, нуждающейся в поддержке государства.

Где прочитать, что такое преференция

Узнать, что такое преференция, можно из статей или телевизионных программ, но тогда значение этого слова придется угадывать на ассоциациях. Проще и быстрее воспользоваться специальной литературой и прочитать, как с научной точки зрения объясняется термин преференция. Ищите это слово в словарях:

  • Толковый словарь Ушакова;
  • Политология. Словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Исторический словарь англицизмов русского языка;
  • Экономико-математический словарь;
  • Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Особенно понятно написано про преференции в толковом словаре. Там поясняется, что это слово означает более высокую оценку одной вещи или объекта по отношению к другим. Далее становится менее просто, зато увлекательно. Слово преференции активно используется в позитивистской социальной науке в более краткой форме — позитивизм.

По отношению к экономике позитивизм — это алгоритм поведения или проявление предпочтения человека, определяющее его выбор. Используют аналогичные термины также в политологии, социологии и как определение одного из художественных течений в литературе и живописи.

Отрицательное значение слово преференция приобретает в политическом ключе, когда употребляется для обозначения получения неких выгод, не регламентированных, но обеспеченных государством для чиновников или отдельных организаций, компаний, предприятий на основах личной склонности, а не объективного выбора.

Так, по знакомству выигрывают тендеры, получают субсидии, выделяют беспроцентные кредиты семейным фирмам. В данном случае все это — проявления коррупции.

Примеры использования слова преференция

Слово преференция в форме прилагательного используется в банковской сфере. В частности, преференциальная (что означает привилегированная) акция. Владелец такой акции обладает некоторыми правами, например, получать дивиденды независимо от результатов работы компании, но не имеет права голоса на собрании акционеров.

В таможенном праве преференция — название пошлин для ограниченного списка товаров из определенных стран, сотрудничество с которыми государство хочет поощрить. Всеобщая система преференций — это особые торговые льготы для развивающихся стран.

Что такое преференция?

Существуют такие термины, которые мы иногда слышим, например, в новостях, но точное значение которых объяснить затрудняемся. Слово преференция, скорее всего, относится именно к таким понятиям. Итак, что такое преференция?

Термин преференция происходит от латинского слова praeferentia, что в переводе на русский язык означает предпочтение.

Преференции — это преимущества и льготы, которые выдаются государством предприятиям, организациям или другим странам с целью поддержки и развития значимых видов деятельности (например, производства отдельных видов товаров, поддержки определенных категорий производителей, улучшения отношений между двумя странами).

Преференции в международной торговле

Во внешнеторговой деятельности преференции заключаются в снижении таможенных пошлин (или в полном освобождении от их уплаты) на ввоз товаров из какой-либо страны. О таможенных преференциях договариваются между собой главы стран и правительств. После этого предпринимателям из одной страны становится выгодно импортировать товары из дружественного государства, а не из какого-либо иного.

Налоговые преференции

Другой вид предоставляемых льгот — понижение налоговой ставки или полное освобождение от уплаты налогов кампаний, производящих определенную продукцию или работающих в определенной сфере. Это — инструмент для привлечения капитала в значимые для развития экономики и государства сферы.

Посмотреть значение многих других терминов вы можете в специальном разделе Определения.

О некоторых вопросах предоставления государственных и муниципальных преференций

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты, связанные с предоставлением государственных и муниципальных преференций. Как показывает практика, значительное количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления связано с неправомерным предоставлением преференций отдельным хозяйствующим субъектам, что не может не повлиять на состояние конкуренции на соответствующем товарном рынке негативным образом. Вместе с тем в доктрине до сих пор не сложилось единого подхода к пониманию сущности и признаков государственной (муниципальной) преференции, несмотря на тот факт, что данная тема неоднократно привлекала интерес как теоретиков конкурентного права, так и практикующих специалистов в антимонопольной сфере. Нередко возникают ситуации, в которых органы власти осуществляют неверную правовую квалификацию своих действий, что неизбежно приводит к многочисленным нарушениям антимонопольного законодательства. Значительное количество дискуссионных вопросов диктует необходимость дополнительного теоретического осмысления данной темы. Ключевые слова: преференции, государство, государственный орган, государственные преференции, муниципальные преференции, органы местного самоуправления, конкурентное право, конкуренция, власть, антимонопольный орган, ФАС России.

Предоставление органами государственной власти (местного самоуправления) государственных (муниципальных) преференций является одним из способов административного вмешательства в рыночные отношения. Известно, что в ранее действовавшем законодательстве указанные действия составляли содержание понятия государственная помощь. В современной редакции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции1 (далее — Закон) вместо термина помощь используется понятие преференция — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

По справедливому замечанию В.А. Шипу-нова, составная часть любой государственной поддержки отдельных хозяйствующих субъектов — отрицательное влияние на конкуренцию в

определенных сферах их деятельности2. Это действительно так, однако в ряде случаев и при соблюдении определенных условий предоставление преференции может быть признано допустимым.

Вместе с тем в практике антимонопольных органов часто встречаются дела, связанные с неправомерным предоставлением государственных и муниципальных преференций. Если обратиться к статистическим данным, то можно отметить, что негативная тенденция неправомерного предоставления государственных и муниципальных преференций остается устойчивой, если не возрастает.

Так, в 2012 г. в антимонопольные органы поступило 388 заявлений о нарушении порядка предоставления преференций; в 2013 г. данный показатель составил уже 453 заявления, а в 2014 г. равнялся 567 заявлениям.

Количество возбужденных дел также увеличилось: 2012 г. — 207 дел, 2013 г. — 194 дела, 2014 г. — 259 дел3.

Таким образом, значительное количество совершаемых органами власти нарушений антимонопольного законодательства путем неправомерного предоставления государственных (муниципальных)

Российская газета. 2006. № 162.

3 См.: Доклад о состоянии конкуренции в РФ. URL: http://

(дата посещения: 15.06.2015).

© Плеханов Д.А., 2015

Плеханов Денис Александрович — аспирант кафедры конкурентного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.103-107

преференций указывает на необходимость тщательного теоретического осмысления данного института и предопределяет возникновение практического интереса к ряду вопросов по указанной тематике.

Учитывая закрепленное в законе определение государственной (муниципальной) преференции, выделим ее сущностные признаки:

— Преференция является преимуществом, предоставляемым органом власти отдельному хозяйствующему субъекту.

— Данное преимущество обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с конкурентами.

— Преимущество обеспечивается путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий4. В литературе предлагается выделять и иные

признаки государственной (муниципальной) преференции. Например, К.С. Коровина указывает на такие признаки, как использование государственных ресурсов и предоставление ее с согласия антимонопольного органа5. Полагаем, что такой признак, как использование государственных ресурсов, представляется неопределенным и может быть истолкован весьма широко. Если речь идет о вовлеченности в процесс предоставления преференции органа власти, то данный признак отражен в п. 1 названной работы автора, а именно: предоставление преференции органами власти. В случае если автор указывала на использование государственных ресурсов в смысле предоставления государственного (муниципального) имущества или денежных средств, то такое утверждение верно лишь отчасти, поскольку преференция может выражаться и в предоставлении имущественных льгот или муниципальных гарантий.

На наш взгляд, не является признаком государственной (муниципальной) преференции ее предоставление с согласия антимонопольного органа. Как уже было отмечено, сущность преференции заключается в создании преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, обеспечивающим им более выгодные условия для осуществления экономической деятельности. Согласие антимонопольного органа на предоставление преференции не является ее сущностным признаком, поскольку даже при отсутствии согласия антимонопольного органа, преференция не перестает являться таковой.

Подтверждением этому могут служить два обстоятельства.

Во-первых, предоставление преференции может и не требовать согласия антимонопольного органа,

что прямо следует из положений п. 3 ч. 3 ст. 19 Закона. Во-вторых, при рассмотрении поступившего заявления о даче согласия на предоставление государственной (муниципальной) преференции антимонопольный орган может принять решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении данного заявления. Однако если соответствующее заявление направлено не было, в своих решениях антимонопольный орган указывает на состоявшийся факт предоставления преференции в отсутствие его согласия, то есть с нарушением положений гл. 5 Закона6.

В литературе также предлагается выделять такие ключевые признаки государственной (муниципальной) преференции, как избирательность, извлечение преимущества (пользы) хозяйствующим субъектом, использование преференции в коммерческой деятельности организации, нарушение условий кон-куренции7. Действительно, преференция представляет собой предпочтение (от англ. рrefer — предпочитать) конкретного хозяйствующего субъекта иным участникам рынка, что свидетельствует об ее избирательном характере. Не случайно предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка не будет являться преференцией (п. 5 ч. 4 ст. 19 Закона). Также не вызывает сомнений указание такого признака преференции, как нарушение условий конкуренции на рынке, по изложенным выше причинам. Однако представляется спорным закрепление в качестве признаков государственной (муниципальной) преференции использование преференции в своей коммерческой деятельности хозяйствующим субъектом и, соответственно, извлечение пользы хозяйствующим субъектом.

Дело в том, что предоставление преференции связано с конкретным юридическим фактом (например, заключением договора, принятием поста-новления8). По этой причине наличие преферен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См. подробнее: Гаврилов Д.А., Пузыревский С.А., Серегин Д.И. Конкурентное право. М: Норма: Инфра-М, 2014. С. 233.

6 В своем решении от 11.03.2015 по делу № 1/05-АМЗ-2015 Комиссия Чувашского УФАС указала следующее: действия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по заключению с ООО Сундырь без проведения конкурсов или аукционов договора на сдачу в аренду муниципального имущества от 25.08.2014 №2/14 и предоставлению ООО Сундырь муниципальной преференции на рынке организации сбора, использования, обезвреживания, размещения и вывоза твердых бытовых отходов без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа являются нарушением ч. 1 ст. 17.1 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 О защите конкуренции. См.: Решение Чувашского УФАС России от 11.03.2015 по делу № 1/05-АМЗ-2015. URL: http:// solutions.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/06-04-3346 (дата посещения: 17.06.2015).

8 Рассматривая дело № 15-01-15-03/161 от 14.04.2015 антимонопольный органа указал, что действиями администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской области, выразившимися в принятии постановления от 18.04.2014 № 1086-2 О предоставлении в аренду муниципального имущества ООО Молочный мир и заключении

ции не может ставиться в зависимость от факта ее использования, а тем более факта извлечения пользы из нее хозяйствующим субъектом.

Следует отметить, что в российском законодательстве закреплены и иные виды преференций, которые не следует отождествлять между собой.

Так, существуют тарифные преференции, которые представляют собой освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такие преференции предоставляются в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС, международными договорами РФ9. Также в доктрине иногда встречается словосочетание налоговые преференции10, хотя законодатель оперирует понятием налоговая льгота.

По смыслу п. 1 ст. 56 НК РФ11, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Заметим, что предоставление налоговых льгот в определенных случаях может рассматриваться как предоставление преференции, на что прямо указала Федеральная антимонопольная служба России (далее — ФАС России) в своем разъяснении О предоставлении преференции в виде налоговых льгот12. В данном случае предоставление отдельным кате-

договора № 7-п/14 аренды муниципального имущества от 18.04.2014 с ООО Молочный мир без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды и без предварительного согласия антимонопольного органа, нарушен порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный гл. 5 Закона о защите конкуренции, что является нарушением запрета, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции (См.: Решение Волгоградского УФАС России от 14.04.2015 по делу № 15-01-15-03/161. URL: http://solutions.fas.gov. ru/to/volgogradskoe-ufas-rossii/15-01-15-03-161-b1a91339-3be5-4cf9-811b-1cf477950a41 (дата посещения: 15.06.2015).

9 Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 О таможенном тарифе // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821; П. 1 Ст. 36.

10 См. напр.: Журавлева И.А. Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17. С. 53-61; Фомичев С.С. Налоговые преференции в вопросах выплаты дивидендов итальянским компаниям // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3. С. 226-229; Спицына Т.В. Налоговые преференции упрощенцам Крыма и Севастополя // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 2. С. 15-21.

11 Налоговый кодекс РФ (ч. 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

12 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;

base=LAW;n=157635 (дата посещения: 16.06.2015).

гориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не будет являться государственной преференцией в понимании п. 20 ст. 4 Закона при соблюдении равных условий их предоставления. Однако в случае если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией.

В практике антимонопольных органов встречаются дела, в которых орган власти осуществляет неверную квалификацию своих действий, что приводит к нарушению антимонопольного законодательства. Так, рассматривая дело № 12 от 08.05.2015 в отношении администрации Карасукского района Новосибирской области (далее — Администрация), Комиссия антимонопольного органа признала ее нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15, ст. 19 Закона.

Нарушение выразилось в выделении постановлением Администрации от 26.02.2013 № 637-п МУП Коммунальщик денежных средств в объеме 4 513 880 руб. в виде целевых средств для финансирования работ по комплексному оснащению объектов коммунальной инфраструктуры МУП Коммунальщик средствами диспетчеризации, измерительными устройствами и видеонаблюдением, являющихся предоставлением муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в нарушение гл. 5 Закона, без осуществления процедур закупки товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также в утверждении Постановлением Администрации от 26.02.2013 № 636-п Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Карасукского района Новосибирской области на проведение мероприятий по комплексному оснащению объектов коммунальной инфраструктуры МУП Коммунальщик, также предусматривающего предоставление муниципальной преференции МУП Коммунальщик, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета.

В обоснование своих действий ответчик пояснил, что выделение денежных средств из местного бюджета Карасукского района Новосибирской области на проведение мероприятий по комплексному оснащению объектов коммунальной инфраструктуры МУП Коммунальщик средствами диспетчеризации, измерительными устройствами и видеонаблюдением является субсидией в смысле ст. 78 БК РФ. В связи с этим антимонопольный орган указал, что предоставление денежных средств целевым образом для проведения мероприятий по оснащению объектов инфраструктуры необходимыми средствами и устройствами исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий, а сами денежные средства являются

муниципальной преференцией, предоставление которой требует получения предварительного согласия антимонопольного органа13.

Аналогичное дело рассматривалось Новосибирским УФАС в отношении администрации Яр-ковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. По результатам рассмотрения дела было установлено, что согласно Распоряжению администрации Новосибирского района Новосибирской области от 17.07.2013 № 272-ра О распределении субсидий на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы Государственная поддержка муниципальных образований по благоустройству территорий населенных пунктов и подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к работе в осенне-зимний период на 2013-2015 гг. на 2013 г., администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области получила целевые денежные средства в размере 9 750 000 руб., которые согласно приложению № 1 к Распоряжению Новосибирского района от 17.07.2013 № 272-ра должна была направить на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства. В рассматриваемом деле представляют интерес обстоятельства, на которые сослался ответчик в обоснование своих действий:

— немедленное направление целевых средств, выделенное Новосибирским районом, было связано с тем, что поступили они в бюджет муниципального образования в августе и сентябре 2013 г. и подготовка к осеннее-зимнему периоду объектов ЖКХ требовала срочности. С приближением осенне-зимних холодов запаздывание в подготовке объектов ЖКХ впоследствии могло привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории Ярковского сельсовета;

— в момент распределения средств в штате администрации Ярковского сельсовета отсутствовал специалист-юрист, занимавший эту должность сотрудник с 31.07.2013 г. находился в отпуске с последующим увольнением, а новый специалист на вышеуказанную должность был принят только 10.09.2013 г. с испытательным сроком на 2 месяца, и на момент распределения средств компетентного специалиста, который бы в соответствии с действующим законодательством в полном объеме подготовил пакет документов с целью его направления для рассмотрения в антимонопольный орган, не было. Документы, собранные не в полном объеме и не соответствующие заявленным законом требованиям, могли привести к тому, что рассмотрение заявки могло продлиться до 2 месяцев, что также могло привести к срыву подготовки объектов ЖКХ к осен-нее-зимнему периоду и впоследствии привести к

возникновению чрезвычайных ситуаций на территории Ярковского сельсовета14.

Как уже было упомянуто, любая государственная (муниципальная) преференция представляет собой способ вмешательства в рыночные отношения. Такое вмешательство не может не отразиться на состоянии конкуренции. Однако в ряде случаев предоставление такой преференции признается допустимым. В связи с этим следует обратить особое внимание на перечень целей, для достижения которых преференция может быть предоставлена (п. 1 ст. 19 Закона). В доктрине существуют различные подходы к ответу на вопрос, является ли данный перечень исчерпывающим.

По мнению С.А. Пузыревского, Закон предусматривает исчерпывающий перечень целей, на достижение которых может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция15. Аналогичной точки зрения придерживается В.А. Шипунов16. Высказывая противоположную точку зрения, К.С. Коровина обращает внимание на положения п. 14 ч. 1 ст.19 Закона, согласно которым государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях, определяемых в соответствии с другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. На это же обстоятельство указывает В.Г. Истомин17.

На наш взгляд, решить данный вопрос можно следующим образом. В российском законодательстве существуют нормативно-правовые акты с прямым указанием на исчерпывающий характер закрепляемого в нем перечня. Иллюстрацией может служить Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства18. Обратим внимание, что названный перечень закрепляет конкретное количество процедур и не содержит в себе отсылочных указаний на возможность применения иных нормативно-правовых актов. По аналогичным правилам был составлен перечень целей, на которые могла быть предоставлена государственная или муниципальная помощь в ранних редакциях Закона.

При указанных обстоятельствах мы приходим к выводу об открытом характере перечня, закрепленного в п. 1 ст. 19 Закона. Положения данного пункта предусматривают, что цели, для достижения которых могут быть предоставлены преференции, определя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Гаврилов Д.А., Пузыревский С.А., Серегин Д.И. Указ.соч. С. 234 (автор главы: С.А. Пузыревский).

18 Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2437.

ются также федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Такие нормативные правовые акты существуют. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2012 № 1487 О предоставлении государственных гарантий субъектов РФ и муниципальных гарантий по кредитам либо облигационным займам19 указано, что государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии могут предоставляться по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых в целях

развития инновационных кластеров, особых экономических зон, зон территориального развития, технопарков и промышленных парков. Как мы можем заметить, в названном Постановлении закрепляется цель, отличная от целей, указанных в Законе. Из этого следует, что федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ могут быть установлены новые и самостоятельные виды целей. Количество таких нормативных правовых актов может быть любым, соответственно, перечень целей является открытым для потенциально возможных дополнений.

1. Гаврилов Д.А., Пузыревский С.А., Серегин Д.И. Конкурентное право. М.: Норма: Инфра-М, 2014. 415 с.

2. Журавлева И.А. Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17. С. 53—61.

3. Спицына Т.В. Налоговые преференции упрощенцам Крыма и Севастополя // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 2. С. 15—21.

4. Фомичев С.С. Налоговые преференции в вопросах выплаты дивидендов итальянским компаниям // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3. С. 226—229.

1. Gavrilov D.A., Puzyrevskij S.A., Seregin D.I. Konkurentnoe pravo. M.: Norma: Infra-M, 2014. 415 s.

Материал поступил в редакцию 22 июня 2015 г.

On some issues concerning provisions of state and municipal preferences

PLEHANOV, Denis Aleksandrovich — postgraduate student of the Department of Competition Law of the Kutafin


Источник: 1atc.ru