Инклюзивное образование, его плюсы и минусы

Содержание

Инклюзивное образование, его плюсы и минусыКомлева Г.М., руководитель отдела коррекции и реабилитации глухих и слабослышащих ОУ ЦППРиК «Благо», учитель-дефектолог (сурдопедагог) высшей кв. кат.

Программа инклюзии предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах в одном классе с обычными детьми.

Поскольку для России это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы? Чтобы понять, что дает инклюзия, мы обратились к специалистам, которые работают со слабослышащими детьми: учат их, готовят к учебе в школе, работают в специальной школе. Предлагаем вашему вниманию первую из намеченной серии статей.

Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями.

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества.

Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат.

integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение).

Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе.

Десегрегация школ

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

Плюсы:

  • Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения. Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.
    ТИФЛОТЕХНИКА – отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.

Минусы:

  • Дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.

Мэйнстриминг

Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
  • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
  • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
  • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
  • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
    ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Интеграция

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
    ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников)
  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

  • В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
  • В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
  • Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.
  • Плюсы:
  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

В Москве проекты по развитию инклюзивного образования выполняются на уровне окружных управлений образования и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях.

Так ГОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи «Благо» Западного окружного управления образования проводит работу по обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения с 2003 года.

В Центре накоплен большой практический и методический опыт по инклюзии, разработана модель инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных школах г. Москвы.

Департамент образования г. Москвы понимает необходимость создания единого инклюзивного пространства. В настоящий момент ведется работа по созданию в каждом округе Ресурсного центра, курирующего работу по инклюзивному обучению в своем округе и входящего в городской единый Ресурсный центр.

Доклад на тему Инклюзивное образование.Плюсы и минусы

  • «Инклюзивное образование. Плюсы и минусы»
  • «Теперь, когда мы научились летатьпо воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
  • Б.Шоу

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов,которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Несправедливость такой ситуации очевидна.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия — инклюзивное образование. Инклюзивное образование ( лат.

include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Цель моего доклада — показать, что представляет из себя инклюзивное образование, какие в нём плюсы и минусы.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии.

Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и специалистов, реализующих практику включающего (инклюзивного) образования.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению для удовлетворения потребностей в обучении разных детей. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

  1. Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
  2. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  3. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  5. Все люди нуждаются друг в друге;
  6. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  7. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  9. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  10. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивной школы важным ресурсом становится тьюторство.

Тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия.

Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

  • Плюсы инклюзивного образования:
  • Новый социальный подход к инвалидности
  • Приветствует разнообразие
  • Личностное развитие и социальные навыки
  • Развитие самостоятельности и самоопределения
  • Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
  • Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается помощь.
  • Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.

Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, т.к. инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.

  1. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе всех ступеней образования. На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
  2. Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  3. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым потребностям ребенка.
  4. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива.
  5. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей-инвалидов.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды таких детей, отсутствие «безбарьерной среды» (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
  • Безграмотность общества, недостаток знаний, страх, предубеждения, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
  • Низкая заработная плата педагогов , неравномерное распределение ресурсов;
  • — Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Можно отметить, что к инклюзии нужно подходить постепенно и очень осторожно, учитывая позитивный опыт других стран, например, Норвегии, Швеции, Дании.

Нужно помнить, что до практического внедрения инклюзии в этих странах общественная дискуссия на эту тему длилась более двадцати лет! Нельзя никакие идеи об инклюзии внедрять только административным порядком. Для успешного внедрения сначала необходимо сформировать толерантное отношение общества. Это очень медленный процесс.

Кроме того, должно быть надлежащее финансирование, для создания необходимой развивающей среды для детей с особыми потребностями. Необходимо подготовить среду и пространство, где особый ребенок будет учиться, провести работу с педагогом (научив его взаимодействовать с ребенком правильно).

А также очень важна работа с родителями здоровых детей — им нужно на понятном языке объяснить, что такое инклюзивное образование, ответить на все их вопросы, дать им время адаптироваться к ситуации, попросить их подготовить детей.

Инклюзивное образование – это, прежде всего, овладение педагогами новыми компетенциями, далее — подготовка местного сообщества, родителей, а потом работа с детьми. Необходимо также найти подход и к родителям особых детей – поддержать их, помочь им. Таким образом, это сложный процесс, но, как говориться: «Главное-желание!»

Свой доклад я хочу закончить словами Л.Н.Толстого:

  1. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что
  2. тебя разъединяет с ним»

Статья по теме: Инклюзивное образование за и против | Социальная сеть работников образования

Инклюзивное образование за и против

Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной

Термин инклюзия в переводе с английского языка означает включенность. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

  • Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
  • Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
  • Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
  • Восемь принципов инклюзивного образования
  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.

Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.

И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание.

Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

  1. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.)
  2. Плюсы инклюзивного образования
  3. 1.Новый социальный подход к инвалидности
  4. 2.Приветствует разнообразие
  5. 3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
  6. 4.Личностное развитие и социальные навыки
  7. 5.Развитие самостоятельности и самоопределения
  8. 6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
  9. Минусы инклюзивного образования

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

  • Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.
  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

  1. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
  2. Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
  3. люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
  4. денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
  5. знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
  6. Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.В 1990-х гг.

в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 — 1990-х гг.

и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

  • Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
  • Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования Ковчег (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).

31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сразу же появились рекомендации учреждениям ‑­дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 — 2009 гг.

модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

  1. В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования — лишь 47.
  2. Российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

  • Мосгордума в конце 2009 года приняла проект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».
  • «Мы разные, но мы вместе»
  • — так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в школе: плюсы и минусы

Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия.

Термин «инклюзивное образование» возник от латинского слова include – включенный. Иногда его заменяют понятиями «интегрированное образование» или же «совместное обучение».

В мировой практике такой подход известен с 70-х годов прошлого века. В 2006 году инклюзия как наиболее гуманная методология была включена в Конвенцию ООН.

Основные принципы инклюзивного образования

В нашей системе образования общеобразовательная школа предъявляет стандартные требования к умственному, интеллектуальному и физическому здоровью учащихся. Всех, кто не соответствует им, ждет обучение в специализированных школах, профилированных по заболеваниям.

Поэтому у детей с особыми потребностями возникает обособленность, а их конкурентноспособность на образовательном рынке и в дальнейшей жизни изначально снижается. Инклюзивное образование направлено на то, чтобы изменить это положение вещей.

Принципы инклюзии

  • каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей;
  • настоящее образование возможно лишь при наличии реальных взаимоотношений;
  • совместное обучение – путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов.

Плюсы инклюзивного образования

Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.

Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.

Проблемы инклюзивного образования

Мировая практика подобного обучения не выявила никаких отрицательных последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников, но на данный момент в российских реалиях существует ряд препятствий к внедрению инклюзии. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

В первую очередь, многие школы и, более того, педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.

Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Нелегко преодолеть и материальные трудности – многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ.

На государственном уровне нет пока четких правовых и экономических норм для инклюзивного образования. Тем не менее именно это направление признано приоритетным во многих российских основополагающих документах.

Инклюзивное обучение, за и против

  • «Если мы не можем покончить с нашими
  • отличиями, мы, по крайней мере,
  • в состоянии сделать мир местом,
  • безопасным для многообразия»
  • Джон Фицджеральд Кеннеди

Согласно статистическим данным, доля здоровых детей составляет — 33,89%, увеличилось вдвое количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. Уже в 2012 году оно вошло в закон об образовании. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обычная школа готова принять обычных детей; специальное образование имеет свою специфику, предлагая образование только особым детям; в интегрированном образовании особых детей стараются адаптировать к системе, если этого не получается, система отвергает ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

Инклюзивное образование дает детям с особенностями развития возможность ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

Безусловно существуют как плюсы, так и минусы инклюзивного образования.

Плюсы: Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание.

Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

А какие минусы, на ваш взгляд, существуют на сегодняшний день?

  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
  • Архитектурная недоступность школ, учреждений (создание доступной среды).
  • Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
  • Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
  • Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
  • Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

Как видно из видеофрагмента, сложно организовать полноценный учебный процесс, в таких случаях необходимо присутствие тьютор.

В школе №26 им. А.С. Пушкина обучается 8 детей с ОВЗ. Например, в 8 классе таких особых детей коллектив принял, относится к нему с пониманием. А сам ребенок ощущает себя одним из учеников, а не отличным от других.

Однако, у меня в классе есть особый ребенок, один из 25 учеников. Он требует от меня очень много внимания, любви, душевных затрат. И вести занятие так, чтобы материал он усвоил наравне с другими 24 детьми, крайне сложно.

Например, на уроке обучения грамоте, наш особый ученик играет со школьными принадлежностями, чистит обувь, а иногда громко кричит, что другие дети ему мешают, требуя полной тишины, которая ему в этот момент жизненно необходима. И в таких ситуациях я понимаю, что еще очень много непродуманно в системе образования.

На мой взгляд,инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом, который должен быть в идеале.

Мне, молодому начинающему педагогу, сложно выстроить учебный процесс таким образом, чтобы образовательный, воспитательный и развивающий компоненты в полной мере реализовывались в работе и с особым ребенком, и не утрачивались или выпадали при одновременной работе с остальными учениками?

Инклюзивное образование: плюсы и минусы

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Юдина Наталья Ивановна
заместитель директора по учебной работе КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением
слуха» г. Горно­Алтайск
E­mail: schkola­glx@yandex.

ru
«Инклюзивное образование» ­ данным термином в настоящий момент описывают
процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности,
но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной
политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права
каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования
отводится ценностным гуманистическим установкам.

Безусловно, в процессе реализации
инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:
• приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
• индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком
смысле) задач и методов, как возможностей ребенка, так и общей логики развития;
• профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую
дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает
особые условия для детей,
имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие
детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной
школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения
образовательных
детей.
Включенное образование базируется на восьми принципах:
потребностей
всех

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут

делать, чем в том, что не могут.

главное
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Самое

равны!
Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии
дискриминации по любому признаку. Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие
инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс
преобразований. Его развитие невозможно без поддержки общественных организаций.
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса:
люди
них
все
из


­ детей с ОВЗ и их родителей;
­ физически здоровых обучающихся и членов их семей;
­ учителей и других специалистов образовательного пространства;

образования.
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273­Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие
«инклюзивное образование».

Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: « Инклюзивное
образование – обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной
практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности
– образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей
обеспечить полноценную интеграцию детей­инвалидов в общество.

При этом на уровне
образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной
образовательной среды.

образовательного
Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом
общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в
частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме,
законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий
общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от
территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в
общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации
инклюзивного

С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться
участники
процесса?
Дети с ОВЗ и родители. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения
ученика — физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов,
лифтов в школе, недоступность транспорта между школой и домом, отсутствие звуковых
светофоров
т.д).

Еще более значимыми трудностями оказываются
возникающие во
взаимоотношениях людей. Давайте представим с вами на минутку, что вы живете в обществе,
где вы особенный, потому что здоровы. С вами повсюду говорят языком жестов, вам дают
документы, заполненные шрифтом брайля, и в конце концов вас провожаю косыми взглядами
на улице. И вы начинаете болеть только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Так,
только с точностью все наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые
ограниченны в своих возможностях. И главным ограничением выступает не их здоровье, а мы
­
общество.
Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для
взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в
обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого
личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает
психологическую
их.
Какова же готовность педагогов обучать детей с различными образовательными
потребностями?
в
«барьеры»,
готовность
школу
переходе
принять
пути
все
и

Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы к работе с детьми с
особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных
компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров, и
профессиональных стереотипов учителей. Помочь педагогам в преодолении этих трудностей
сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие
мастерские,
стажировки.
В идеале, следует создать базовое образовательное учреждение, для того чтобы педагоги
опытом
обмен
и

дети
занимались
могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде инклюзии. Важным
является ­ изменения ценностей педагогов, так как это является неизбежным в процессе
инклюзии. Ценности должны закрепиться в культуре учителей, родителей, учащихся и школы
в
целом.

Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и,
в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают против
того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Родители полагают, что совместная учеба с
таким ребенком их детям неполезна, потому что в результате они недополучат знания,
внимания учителей.

В общем итоге образование здоровых детей пострадает.
Факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе
недостаточен для каких­то выводов.

Вопрос заключается ведь не в том, пострадают ли
здоровые дети, а в том, будет ли образовательный процесс построен таким образом, что бы
способствовать развитию детей, а не разрушать это развитие. Главное, что бы решение задач
не шло одно за счет другого. Следует разграничить пространство взаимодействия детей и
предметно­образовательное пространство.

Для эффективности такого обучения необходимо,
как минимум, наличие несколько сопровождающих взрослых, способных помочь особому
ребенку при решении сложной задачи, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в процесс
решения,
чем­то иным.

Немаловажную роль играет создание условий в школе для детей с ОВЗ, а именно наличие
технических средств, многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ.

Первоначальная задача администрации школы изменить территориальное пространство,
сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей; введение в штат
сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудования мест общего
пользования (класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты, оборудовать въезд детей с
ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку, для доставки ребенка в
школу). Все это требует дополнительного серьезного финансирования.
этом другие
и при
Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы –
наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными
образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в
различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных
педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической
помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и
ограничения в возможности и успехи наших детей.
Плюсы инклюзивного образования
• Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми
образовательными потребностями.
• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать
образовательным потребностям всех детей ­ данной образовательной организации.
• Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с
ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и
способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной
реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
• Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия,
взаимоуважения.
Минусы:
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения, особым образовательным
потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного
учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной
психологии.

• Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с
ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для
таких детей.

• Недостаточное материально­техническое оснащение дошкольных организаций под нужды
детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного,
медицинского оборудования, и т.д.).

• Отсутствие в штатном расписании дошкольных организаций дополнительных
педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги­психологи, тифлопедагоги) и
медицинских работников.

Для преодоления трудностей, возникающих при внедрении инклюзивного образования,
общеобразовательная школа уже сейчас должна:








обеспечить нормативно­правовую базу процесса инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными
педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными
реализовать инклюзивный подход;
создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного
образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля,
обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными воз­
можностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
разработать научно­программно­методическое обеспечение инклюзивного
образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необ­
ходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для
самого ученика);
активно использовать возможности дистанционного образования как
эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в
образовании;
обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между
организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого­
педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями
здоровья;
обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ от
2.
3.
4.
29.12.2012 г. ­ 54 с., 78 с.
Инклюзивное образование в России. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе
здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для
студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
5. Ярская­Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей­инвалидов //
Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.
6. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?
p=teor_mpio

Инклюзивное образование Плюсы и возможные минусы

Учитель английского языка

«Инклюзивное образование. Плюсы и возможные минусы.»

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности на равных с остальными детьми, их не брали в обычные, общеобразовательные учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Каждый ребенок должен иметь возможность полностью реализовать свой потенциал, независимо от своих потребностей и иных обстоятельств. Возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Инклюзивное образование. Что это такое?

Инклюзивное образование – это целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но современные педагоги должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение. [ 1]

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании, где 10 июня была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».

Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех».

Такие школы существуют на принципе, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения.

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.


Источник: narobraz.ru